11:1−3 Образ Бога, приходящего вершить суд (гл. 9; 10), вновь встречается в этом отрывке. Стиль этих стихов соотносится со стилем обличительных речей, которые неоднократно звучали на протяжении истории Израиля. Теперь наибольшее осуждение падет на те народы и на тех людей, которые отвергли Доброго Пастыря — Иисуса Христа (Деян 4:27).
11:2 кедр. Часто служит символом Ливана (3Цар 5:16; Пс 103:16).
Васанские. Васан — область к северо-востоку от Геннисаретского озера, славившаяся скотоводством.
11:4−7 Бог посылает пророка, как доброго пастыря, но, поскольку народ его отвергает, Он оставляет Свое стадо (ст. 9). Пророк как добрый пастырь — это прообраз грядущего Пастыря-Мессии.
11:4 паси. Поручение, данное Захарии.
овец, обреченных на заклание. Народ Израиля, который подобен овцам, ведомы на бойню. Христос пришел как Пастырь Добрый (Ин 10:11−18). В конце Своего земного пути Он положил жизнь Свою за Своих овец.
11:6 Я не буду более миловать. Эти слова, произнесенные Богом, относятся ко времени до изгнания евреев (Иер 13:14; Иер 15:5; Иер 21:7), но они вновь повторяются здесь потому, что народ продолжал противиться Богу (Мф 21:33−46).
11:7 благоволением. Жезл символизирует благоволение, которое Бог явил Своему народу в завете (ст. 10).
узами. Воссоединение разделенного народа (ст. 14) было обещано в НЗ (Иер 30:3; Иер 31:27,31; Иер 33:7).
11:8 трех из пастырей. Возможно, это — символическое указание на всех вождей. В назначенное время избранный Богом Пастырь Добрый сокрушит всех правителей (Откр 2:27).
11:9 Пророк в роли пастыря выражает свое недовольство мятежностью и непокорностью стада.
11:10 чтобы уничтожить завет. Лишение народа благословения Божиего.
всеми народами. Вероятно, эти слова относятся к еврейской диаспоре среди других народов. Когда Бог лишает Свой народ благоволения, другие народы могут беспрепятственно обижать стадо Господне.
11:12 тридцать сребренников. По-видимому, такова была цена одного раба (Исх 21:32). Еврейские первосвященники заплатили Иуде тридцать сребренников за предательство Иисуса (Мф 26:14−16).
11:13 высокая цена... и бросил их в дом Господень для горшечника. Иуда вернул тридцать сребренников первосвященникам, не зная, возможно, что все происходящее уже было предсказано ранее в Священном Писании (Мф 27:1−10; Иер 19:1−13).
11:14 «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем. Расторжение завета с народом, потому что он отверг Пастыря Доброго.
11:15−16 Глупый пастух — тот, кто разоряет стадо Господне. Они лишь «пасли себя самих» (Иез 34:1−10).
11:17 негодному пастуху. Ср. ст. 15. Потеря правой руки и правого глаза означает утрату силы и зоркости, необходимых для руководства.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Захарии, 11 глава