2:1−3 Пророки, посланные Господом, чтобы поддерживать в народе Божием верность завету, часто выступали с предостережениями (Ам 4:12; Ам 5:5−6; Ос 2:4−5; Ос 4:15; Ис 1:16−20; Ис 55:1−6; Мих 6:8).
2:1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте. Иначе: «Соберитесь вместе». Пророк призывает людей сосредоточиться, чтобы осознать смысл обращенного к ним пророчества (ср. Ис 34:1; Иер 4:5; Иоиль 2:15−16; Иоиль 3:11). Сообщая людям через пророка об ожидающем их суровом приговоре, Бог являет им Свое милосердие, ибо ждет покаяния от слышащих Его.
2:2 пламенный гнев Господень. Букв.: «жар гнева Господня». См. Исх 32:12; Чис 32:13; Втор 13:18; Иер 4:26; Иер 12:13; Иер 25:37−38; Иона 3:9; Наум 1:6; Пс 84:4−5. В книге пророка Осии говорится: «Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я — Бог, а не человек» (Ос 11:9; ср. Исх 34:6−7).
2:3 Взыщите Господа. См. 1:6 и Ис 55:6−7. Призыв искать Господа раскрывается далее в словах: «взыщите правду, взыщите смиренномудрие». Ср. Ам 5, где пророк говорит: «Взыщите Господа» (5:6), «Ищите добра, а не зла» (5:14).
может быть, вы укроетесь. Ср. Ам 5:15. Господь непременно помилует тех, кто ищет Его (Ис 55:7). Здесь выражены, с одной стороны, надежда пророка на то, что «смиренный» остаток (ст. 3) избегнет гнева Божия, а с другой — сомнение в том, что спастись удастся всему «народу необузданному» (ст. 1).
2:4−15 Этот раздел состоит из четырех пророчеств об осуждении, уготованном языческим народам. Пророчества должны были убедить избранный народ Божий, что его враги подвластны Господу и подчинятся воле Его (1:5,6), а также что эти народы несут полную ответственность за свои дела (Ам 1:3 — 2:3; Мих 1:2).
2:5 Горе. Это же слово будет адресовано Иерусалиму (3:1). В Ветхом Завете это восклицание характерно для зачина пророческих речей об осуждении.
2:7 Говоря об остатке, пророки иногда предсказывают, что он победит и покорит своих врагов (ср. Мих 5:8−9). См. также ст. 9 и 3:9−12.
возвратит плен их. Это широко используемое выражение относится к будущему спасению Израиля, которое свершится после наказания его за грехи (Втор 30:3; Пс 13:7; Иер 30:3,18; Иер 32:44; Ам 9:14). Иногда под этим понимают возвращение Израиля из Вавилонского плена. Эти же слова встречаются в Иов 42:10; Пс 84:2−4, где спасение из плена следует понимать как духовное освобождение (см. 3:20, где то же самое выражение относится к новому предназначению Израиля).
2:9 Содом... Гоморра. Эти два города являются олицетворением греха. Их участь служит прообразом Страшного суда Божия над грешниками (Ам 4:14; Ис 1:9; Мф 10:5; 2Пет 2:6), который по воле Отца будет вершить Иисус Христос.
остаток. См. ком. к ст. 7.
2:11 Ему будут поклоняться... все острова народов. См. 3:9−10; Пс 71:8−11; Ис 56:67.
2:12 мечом Моим. См. Ис 10:5.
2:13 уничтожит Ассура. Поскольку это событие произошло в 612 г. до Р.Х., можно предположить, что Софония выступил со своими пророчествами ранее.
2:15 я, и нет иного кроме меня. Гордыня Ниневии стала причиной ее гибели, ибо так говорить о Себе может только Господь Всевышний (Втор 4:39; Ис 45:5−6; Ис 47:10).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Софонии, 2 глава