1:1 Название. См. Введение: Особенности содержания и темы
1:2−14 Описание Господа как вселенского Судии, обладающего властью вершить Свою волю. Суд Божий несет уничтожение нечестивым и избавление Его народу (19−14).
1:2−3 Противление власти Господа вызывает его Божественный гнев и завершается справедливым возмездием. Когда Бог вершит Свой суд, открывается раздел между справедливым и безбожным; один получает утешение, а для другого настает час ужаса.
1:2 ревнитель. Ревность Божия требует безраздельной верности и обнаруживает себя в гневе, направленном на любое отвержение Его Самого и Его господства.
мститель... мстит. Верный Своей природе, вселенский Судия не оставляет без наказания ни одного греха и определяет справедливое и заслуженное наказание нечестивым.
1:3 долготерпелив. Признание долготерпения Бога по отношению к грешникам (Исх 34:6−7; Иона 4:2).
велик... без наказания. Долготерпение отнюдь не слабость или прощение зла (Быт 18:25).
1:3−6 Изображение силы Божией, проявляющейся в Его власти над природой в момент творения и в случаях, когда Он вступается за Свой народ (Пс 17:8−16; Исх 14:21−22; Мф 8:26). Благочестивый израильтянин чувствовал Его присутствие в «вихре», «буре», в «облаке» (ст. 3). Все Ему подвластно. Природа не подменяет собою Бога и не становится предметом поклонения. Она является той сферой, где Он обнаруживает Себя.
1:4 Запретит Он. Слово Господа покоряет силы хаоса (Исх, гл. 14).
морю... реки. Господь лишает жизненной силы источники плодородия. Богатая растительность Васана, Кармила и Ливана блекнет, когда горячий ветер пустыни, посланный Богом, проносится над ними.
1:5 Перед негодованием приближающегося Господа земля и твари земные исполняются ужаса. Гибель угрожает творению, даже то, что прочно и незыблемо, колеблется и исчезает.
1:6 Пророк утверждает невозможность противостоять Божиему гневу, под действием которого распадаются скалы. Негодование Его уподобляется испепеляющему огню (Втор 4:24; Евр 12:29).
1:7−8 Наум подчеркивает благость и строгость Господа.
1:7 Народ Божий ощущает Его грозную силу как святую любовь. «Благ» означает милосердие Божие как источник всякого истинного человеческого благополучия и процветания и признание Его обетованных обильных благ и благосклонности (Пс 72:1). Для страждущих Он становится убежищем и неприступной крепостью, а не шатким укрытием (Пс 45).
знает. Подразумевает любящее и сокровенное участие.
1:8 наводнением... мрак. Образы суда.
1:9−15 Сокрушение нечестивых, воплощением которых является Ниневия, завершается утешением народу Божиему.
1:9 умышляете. Все замыслы ассирийцев обречены. Ниневия, замышляющая злое против Господа, будет сокрушена.
1:11 умысливший злое. Возможно, речь идет об ассирийском царе Ашшурбанапале.
нечестивый. Предполагается нечто дьявольское, подобное силам хаоса.
1:12−14 Утешающее Божественное пророчество, которое заверяет народ Божий, что падение Ассирии положит конец унижению.
1:12 Так говорит. Формула, используемая пророками, как указание на истинного Автора пророчества, авторитет и власть Которого подтверждают вынесенный приговор: ничто не может спасти Ниневию.
1:13 сокрушу ярмо его... узы твои разорву. Народ Божий будет освобожден (Иер 2:20; Пс 2:3).
1:14 определил. Утверждение власти и непреложности воли Господа.
твоим именем. Полное истребление, потеря власти и престижа ожидает ассирийцев.
истреблю истуканов. Храм и другие объекты веры и поклонения ассирийцев также будут уничтожены.
могилу. Т.е. окончательная гибель Ниневии, ее царя и народа в 612 г. до Р.Х.
1:15 — 2:14 Чтобы угнетенный народ Божий мог торжествовать и восстанавливаться, необходимо уничтожить силы, ему противостоящие, которые представлены здесь Ниневией и ее царем. Грядущие события изображены как уже происходящие в настоящем, а те, что принадлежат к еще более отдаленному будущему, даны в сочетании с теми, которые должны произойти гораздо раньше. Пророческое предсказание суда является «видением» (1:1), облеченным в поэтическую форму, а не точным и подробным отчетом об историческом событии, которое будет иметь место в действительности значительно позже, в 612 г. до Р.Х.
1:15 См. Ис 52:7. Приближение «благовестника», чьи стопы ясно видны на «горах» Иудеи, открывает новый период благодарственного служения Господу. Благая весть заключена в слове «мир», знаменующем не только прекращение военных действий, но и возвращение к условиям нормальной, изобильной жизни и всеобщему благополучию.
празднуй... обеты. Периоды национальных кризисов или иноземного гнета делали затруднительным, а то и невозможным, участие в торжествах, проходивших в храме по случаю больших праздников. Обеты, данные в период бедствий, теперь должны быть исполнены (Пс 115:5,8−10). Настал час воздать хвалу Господу за освобождение и полное уничтожение нечестивого (1:11).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Наума, 1 глава