7:1 Ефрема... Самарии. См. ком. к 4:17. Столицей северного царства была Самария.
7:2 Не помышляют они. Израильтяне обманывали сами себя (Гал 6:7).
7:3−7 Осия использует метафорические образы печи и разжигающего ее пекаря, чтобы нарисовать яркую картину распаляющейся страсти, измены и нечестия, которые пронизали общественную жизнь Израиля в последний период его существования и привели к серии злодейских убийств его царей (4Цар 15:8−30). В этом пророчестве может подразумеваться убийство Факея Осией (4Цар 15:30).
7:3 они. Возможно, это неверные священники, которые вступили в союз с узурпаторами царской власти.
царя... князей. Те, кто должен был осуществлять нравственное руководство, поощряли зло и измену, творившиеся их ближними (4Цар 15:8−30).
7:4 пылают прелюбодейством. Те, кто не сохранил верность завету (ср. 2:4; 4:13−14; Иер 9:2; Иер 23:10). См. Введение: Особенности содержания и темы.
7:5 День нашего царя. Дни коронации или ее очередной годовщины давали повод для пьянства, которое, в свою очередь, разжигало нечестивые порывы в людях (ср. 3Цар 16:9−10; Ис 28:7−10; Ам 6:1−7).
разгоряченные до болезни вином. Т.е. царский дом терял способность здравомыслия (Притч 31:4−5).
кощунам. Вероятно, имеются в виду священники.
7:7 судей... цари. Даже в смуту, во время которой за двадцать лет было убито четыре царя (4Цар 15:8−30), никто из вождей Израиля не воззвал к Богу.
7:8 смешался с народами. Указание на союзы, заключенные Израилем с Египтом, Филистией (землей филистимлян), Арамом и Ассирией.
неповороченный хлеб. Лепешку из теста, положенную на золу или налепленную на стенку горячего очага, следовало переворачивать, чтобы она хорошо пропеклась. Но Израиль подобен негодному недопеченному или горелому хлебу, потому что он не обратился к Богу. Этот образ характеризует ложную политику Израильского царства.
7:9 пожирали. Путем взимания с Израиля дани.
он не замечал... он не знает. Израиль пребывает в крайней степени ослабления и упадка. Незнание Бога влечет за собой и незнание самого себя.
7:10 гордость. Слепота Израиля происходит от его гордого упрямства. Возвращение к Господу было единственной надеждой Израиля (3:5; 5:4; Ам 4:6−12).
7:11 голубь. Эта птица считалась глупой, потому что легко попадала в расставленные сети.
Египтян... в Ассирию. Как неразумная птица, Израиль метался от одного союзника к другому в поисках безопасности и защиты. Менаим подчинился Ассирии и уплатил огромную дань (4Цар 15:19−20), Факей создавал коалицию с Сирией против Ассирии (4Цар 15:29−37; 16:5), а Осия поменял союзника: Сирию на Египет (4Цар 17:3,4).
7:12 сеть. Суд Господень, как сеть, падет на меняющий свои ориентиры Израиль.
7:13 спасал. Букв.: «выкупать» (Лев 27:27−31). Здесь подразумевается избавление Израиля от зла (13:14; Исх 15:13; Втор 7:8; Втор 9:26; Мих 6:4 и ком.).
ложь. Имеются в виду либо ложные представления о Господе, которые проникли в израильскую религию, либо неискренние слова раскаяния (6:1−3), либо, в более общем смысле, нарушение обязательств завета.
7:14 сердцем своим. Эти слова, если сравнить их с параллельным по смыслу выражением в ассирийских трактатах того же времени, следует понимать как свидетельство внешней лояльности и покорности Богу, а не глубины раскаяния.
взывали... вопили... собираются. Призывы Израиля о помощи, облеченные в формы ханаанской религиозной практики, в которой было принято громко причитать, издавать вопли, устраивать сборища и, возможно, заниматься самобичеванием (ср. 3Цар 18:26−29; Лев 19:28; Втор 14:1), не имели никакой силы из-за нарушения завета.
7:16 обращались. Вместо обращения к Богу (7:14) израильтяне обращались к другим народам и прибегали к обрядам ханаанской религии (см. Введение: Время и обстоятельства написания).
неверный лук. Ср. Пс 77:57.
дерзость языка. Дерзкие и непочтительные речи, направленные против Бога и Его пророков (6:5).
в земле Египетской. Египтяне вскоре будут свидетелями поражения тех, кто обращался к ним за помощью.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Осии, 7 глава