14:1 падут... разбиты... рассечены. Метафоры разрушения сменяются конкретными пророчествами.
Самария. См. ком. к 7:1.
младенцы... беременные. См. 10:14 и ком.
14:2−10 Осия увещевает Израиль признать свои грехи и покаяться в них, чтобы вновь получить благословение Божие.
14:2−4 Здесь пророк обращается к народу с призывом к раскаянию, которое будет угодно Богу и принесет Его благословение (ст. 5−9).
14:2 Обратись. Этот повторяющийся на протяжении всей книги призыв к обращению к Богу (2:7; 3:5; 6:1; 7:10,16; 12:6; Втор 30:1−10) теперь адресуется тем, кто уже совершил грехопадение (см. Введение: Особенности содержания и темы).
14:3 Возьмите... молитвенные слова. От людей требуются искренние слова покаяния и покорность, а не показные жертвоприношения (5:6; 6:6; 8:13). См. ст. 3−4.
жертву уст наших. См. Притч 12:14; 13:2; Евр 13:15.
14:4 Ассур... на коня... боги наши. Израиль должен был перестать полагаться на мощь других государств (напр., 5:13; 7:11; 12:1), свою собственную военную силу (напр., 10:13; ср. Пс 32:16,17) и неортодоксальную и синкретическую религию (напр., 2:8,13; 3:1; 4:12; 8:5−6; 10:5−6; 13:2).
милосердие для сирот. Ссылка на прозвучавшую ранее тему утраты и возвращения любви, которая иллюстрировалась историей женитьбы Осии (3:1) и образом его дочери Лорухамы (1:6; 2:1,23). См. Введение: Особенности содержания и темы.
14:5 Уврачую. Обетование исцеления начало исполняться, когда Израиль возвратился из вавилонского плена. В еще большей степени оно исполняется в Иисусе Христе и Его Церкви и окончательно исполнится при Его Втором пришествии.
отпадение. Иначе: «отступничество». Свойственная Израилю неверность будет излечена Великим Врачевателем, гнев Которого уже прошел (см. Введение: Особенности содержания и темы).
возлюблю их по благоволению. В этих словах о любви проявляется подлинное чувство, которое Бог питает к Своим избранникам. Это обетование безграничной любви Божией относится к благодати, о которой говорит Новый Завет (напр., Рим 5:15; Еф 2:5,7−8).
14:6−8 В этом разделе говорится о любви Божией. В центре — здоровый, обновленный, стойкий и процветающий Израиль, благоденствующий под защитой и покровительством Бога, Который сравнивается с животворящей росой (Втор 33:13).
14:9 скажет Ефрем. Утверждение абсолютной несовместимости Бога и идолов.
зеленеющий кипарис. Бог, словно обновленное дерево — символ жизни (ср. Быт 3:22; Откр 22:2), даст обильные плоды Ефрему (9:16 и ком.; ср. Быт 41:52).
14:10 Кто мудр. Этот эпилог побуждает каждое новое поколение читающих пророчество Осии тщательно исследовать пути Господни (Пс 1; Пс 17:22; Притч 10:24,29−30; Притч 11:3; Притч 12:3,5,7), о которых говорится в его книге. Выбор между мудростью и глупостью, послушанием и бунтом, твердой и нетвердой верой, подчинением и гордыней, жизнью или смертью; выбор, перед которым вновь и вновь неоднократно оказывался Израиль, теперь также предоставляется и читателю. Мудрый и проницательный читатель изберет жизнь (Втор 30:15−20).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Осии, 14 глава