Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Осия | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Нам мало что известно об обстоятельствах жизни пророка Осии, сына Беериина (1:1), и о том, чему он обучался. Но познания Осии в географии (4:15; 5:1−8; 6:8,9; 9:15; 10:5; 12:11) и истории Северного царства — Израиля (5:13; 7:7−11; 8:4,9−14) наводят на мысль, что он был уроженцем Израиля.

Время и обстоятельства написания

Книга, названная именем Осии, возникла в результате его пророческого служения, которое пришлось на критический период истории Северного царства, ознаменовавшийся застоем и упадком в религиозной жизни. Служение пророка началось около 750 г. до Р.Х. и закончилось за несколько лет до падения Самарии в 722 г. до Р.Х. Проповеди Осии были посвящены в первую очередь тому, что Израиль нарушил свои заветные обязательства перед Богом, хотя в них звучат и более позитивные ноты, а именно, когда Осия возвещает о сущности любви Божией. В последние годы существования Северного царства экономическое процветание и политическая стабильность, которые пришлись на период царствования Иеровоама II (около 793−753 гг. до Р.Х.), сменились политическим и социальным хаосом и религиозным упадком во времена шести царей, правивших в течение двадцати пяти лет (4Цар 15:8 — 17:41). Четверо из этих царей были убиты заговорщиками, узурпировавшими их власть (Захария, Селлум, Факия и Факей); один стал политическим узником (Осия, 4Цар 17:4), и только единственному из них наследовал его сын (Менаиму, 4Цар 15:23). В проповедях Осии говорится как об относительном спокойствии в царстве при Иеровоаме II (напр., Ос 1:5,8−13), так и о наступившей затем дестабилизации во внутренней жизни страны (напр., 7:3−7; 13:10−11) и в отношениях с другими государствами (напр., 7:8−12; 12:1). В частности, в книге пророка Осии (5:8−10; возможно, 5:8 — 6:6) речь идет, по-видимому, о войне Сирии и Израиля против Иудеи (735−732 гг. до Р.Х.; 4Цар 15:27−30; 4Цар 16:5−9; Ис 7:1−9). Факей, царь израильский, заключивший союз с сирийским царем Рецином против расширявшегося владычества Ассирии, напал на Иудею, которая отказалась присоединиться к этому союзу. После этого Ассирия откликнулась на призыв Иудеи о помощи и не только атаковала столицу Сирии Дамаск, но также стала предпринимать систематические набеги на обширные территории на севере Израиля. Политические колебания Северного царства между Египтом и Ассирией, нашедшие отражение в тексте книги, привели к новому нападению ассирийцев, лишению свободы царя Осии, осаде Самарии и, в конечном счете, падению Северного царства. Пророк Осия предвидел такой конец и предрекал падение Самарии в 722 г. до Р.Х. (14:1).

Северное царство в этот последний период его истории переживало также и духовный упадок. Древняя вера Израиля, описывая которую Осия использует аналогии с материнской и отеческой любовью (2:14−23; 11:1−4), была осквернена привнесением в нее элементов ханаанского культа плодородия (связанного главным образом поклонением Ваалу, который, как считали, дарует дождь и плодородие), а также сексуальными ритуалами, включавшими культовую проституцию и пьяные оргии (4:10−13). В результате этого поклонение Господу и поклонение Ваалу (имя которого означает «господин», «хозяин») смешались между собой и даже стали неразличимы (2:5−13). Утрата веры проявлялась не только в распространившейся среди народа синкретической форме религии, которую иногда называют «ваализированной» формой поклонения Яхве, но также и в жизни самих религиозных вождей. Из-за своей коррумпированности, алчности и жестокосердия они не только пренебрегали обязанностью наставлять народ в истинной вере, но с терпимостью относились к появившимся синкретическим верованиям и даже в некоторых случаях их поддерживали (4:4−9,13; 5:1; 6:9).

Трудности истолкования

Вопрос о том, как следует толковать события личной жизни Осии, которые целиком связаны с его пророческим служением, долгое время был камнем преткновения для изучавших его книгу. Следует ли понимать подробности семейной жизни Осии, приводимые в гл. 1 и 3, буквально? Пытаясь преодолеть моральное противоречие относительно того, как Святой Бог мог повелеть Осии жениться на блуднице, некоторые толкователи в течение столетий трактовали обстоятельства супружеской жизни Осии в аллегорическом смысле. Другие, утверждавшие, что слова в 1:2 следует понимать в смысле предсказания — как относящиеся к будущему, — заключали, что Гомерь стала блудницей только после рождения ее первого ребенка. Третьи, отстаивавшие версию о несколько видоизмененном, а не буквальном прочтении, утверждали, что Гомерь была не обычной проституткой, но, скорее, женщиной, занимавшейся культовой проституцией, связанной с Вааловым культом плодородия. При буквальном прочтении аналогия между отношениями Осии со своей неверной женой и отношениями Господа с Израилем очевидна.

Возникают вопросы и относительно детей Осии. Их имена, подобно имени ребенка, рожденного от Исаии и пророчицы (Ис 8:1−4), должны были иметь символическое значение (ср. Ис 7:3; Иез 23). Имена, данные детям Осии (Изреель, Лорухама, Лоамми; 1:4 и ком.; 1:6 и ком.; 1:9 и ком.), изначально имели двойственный смысл: в них отражалось не только пророчество Осии о нарастающем гневе Господа на неверный Израиль, но также весть о надежде, обновлении, любви и возрождении (2:21−23 и ком.).

Еще одна проблема истолкования — как соотнести между собой гл. 1, в которой от третьего лица рассказывается о женитьбе Осии на Гомери и последовавшем затем рождении троих детей, и гл. 3, в которой говорится о повелении Бога Осии полюбить прелюбодействующую женщину. Хотя эти две главы чаще всего рассматривались как составляющие хронологически последовательное повествование о супружеских отношениях Осии с Гомерью, некоторые комментаторы утверждали, что речь идет о двух разных женщинах и разных брачных союзах. Другие полагали, что эти две главы являются не последовательными, а скорее, параллельными между собой. Такие расхождения во взглядах обусловлены трудностями понимания еврейского текста и различными возможными вариантами его перевода.

Характерные особенности и темы

Книга пророка Осии рассказывает не о самом Осии, но о Боге и Его отношениях с Его народом завета — Израилем. Бог возвещает о Себе, что Он един и всемогущ (12:9; 13:4;). Поскольку Он един и свят (11:9), благоговение перед Ним является единственно верным способом отношения к Нему людей (3:5), и Он не потерпит никаких посягательств на Свое достоинство. Поскольку Он всемогущ, то все находится во власти Его: будь то плодородие (2:8) или исторические судьбы Израиля (5:14−15) и других народов (10:10).

Тематика Книги пророка Осии многообразна. Эти темы и сегодня сохраняют свое вероучительное значение для всех христиан (напр., 14:9 и ком.). Тема супружеской неверности и неверности завету, которую символизируют отношения Осии с его неразборчивой в связях женой и его детьми, является доминирующей (напр., 2:2−5; 3:3; 4:10−19; 5:3−7; 6:10; 8:9; 9:1). С нею тесно связана тема покаяния. Осия призывает неверный народ Израиля обратиться к Господу, Которым он пренебрег, чтобы восстановить Ним связь, существовавшую изначально (2:7,14,19,20). Обетования возрождения в 1:11 и 2:23 уже исполняются в наше время и будут исполнены согласно новому завету, данному через Иисуса (Рим 5:8; Еф 2:4−10). Обличение пророком неверности Богу и призыв к покаянию служат обращению народа завета к Богу и восстановлению между ним и Господом отношений любви.

Другая важная тема книги посвящена раскрытию понятия богопознания (2:8,20; 4:1,6; 5:4; 6:3,6; 13:4), которое означает непосредственное внутреннее общение с Богом, преданность и покорность Ему. В книге содержится поучение о том, что истинное познание Бога не сводится к умственному знанию, но включает в себя глубоко личное переживание, что характерно для супружества и семейной жизни. Этот духовный опыт проявляется в поклонении Богу, в образе жизни человека и его полной преданности Господу завета. Осия также предостерегает от заблуждения, в которое впадают ведомые грехом люди, когда думают, что знают и понимают Бога, в то время как в действительности они от Него очень далеки (8:2).

Тема религиозного синкретизма также проходит через всю книгу (2:2−13; 4:10−19; 5:4−6; 9:1−16). Вновь и вновь Осия обличает израильтян за их греховное стремление соединить почитание Господа завета с ханаанской религией, в которой обожествлялось сексуальное начало и торжествовало натуралистическое язычество. Помня о невозможности такого соединения, церковь должна хранить верность Богу в современном обществе, в котором нередко поощряется компромисс и принятие принципов и верований, несовместимых с библейской доктриной.

Содержание

I. Урок семейной жизни Осии (1:1 — 3:5)

А. Жена и дети Осии: притча об осуждении (1:2 — 2:1)
Б. Неверность и наказание: примирение и восстановление (2:2−23)
В. Возвращение любви (3:1−5)

II. Пророчество Осии (4:1 — 14:10)

А. Обвинение в нежелании признавать Бога (4:1 — 6:3)

1. Господь обвиняет Израиль (4:1−19)
2. Обвинение против священников и народа (5:1−15)
3. Призыв к покаянию (6:1−3)

Б. Обвинение в нарушении Божиего завета (6:4 — 11:11)

1. Упреки Израилю за нечестие (6:4 — 7:16)
2. Сеющие ветер пожинают бурю (8:1−14)
3. Дни наказания (9:1−9)
4. Ваалфегор и Галгал (9:10−17)
5. Вина и наказание (10:1−8)
6. Праведность не посеяна — несправедливость пожата (10:9−15)
7. Любовь Божия к Израилю (11:1−11)

В. Обвинение в неверности Господу (11:12 — 14:10)

1. Израиль, обманувший Бога (11:12 — 12:14)
2. Наказание Израиля и милосердие Бога (13:1 — 14:1)
3. Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14:2−10)

комментарии Женевской Библии на книгу пророка Осии, введение

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.