24:1−2 См. 23:17−18 и ком.
о насилии помышляет сердце их. Речь идет уже не о глупцах, у которых недостает ума на то, чтобы не попасть в беду, а о преднамеренно злых людях, которые употребляют свой ум и свою волю на то, чтобы причинить ущерб другим.
24:3−4 Мудростью... разумом... уменьем. Эти слова используются как синонимы. Почти в одних и тех же выражениях мудрость рассказывает об искусстве строителя (см. Исх 36:1) скинии, используя слово «хокма» (мудрость), и о человеческих взаимоотношениях, равно как и о законном достижении благополучия.
драгоценным... имуществом. Либо эти слова являются метафорой прекрасных, добрых взаимоотношений в семье, либо здесь имеется в виду материальное достояние (напр., богатство Соломона).
24:5−6 См. 11:14; 21:22 и ком.
24:7 слишком высока. Глупец не может усвоить мудрость в силу своей невосприимчивости к ней. См. ком. к 22:15.
у ворот. По традиции, местом, где люди собирались для суда и совета, были городские ворота.
24:8 того называют злоумышленником. Упорядоченное общество обладает нравственными ценностями, существование которых благотворно сказывается на борьбе со злом.
24:9 Помысл глупости — грех. Глупость мыслится как устремленность ко злу.
мерзость для людей. Имеются в виду люди, верные завету.
24:10 Подлинная крепость человеческого духа проявляется только в суровых испытаниях.
24:11−12 Два стиха объединены общим смыслом, который заключается в том, что человек не имеет права под предлогом незнания уклоняться от обязанности помогать другому в нужде.
24:12 Испытующий сердца. Т.е. Бог. В данном стихе вечный смысл человеческих поступков преобладает над их временными, чисто общественными проявлениями.
24:15−16 В этих стихах высказана уверенность в том, что Господь не допустит бесконечного преуспевания нечестивого человека. В то же время праведник может испытать множество несчастий, покуда Бог, наконец, не защитит его.
24:17 Не радуйся, когда упадет. Ср. Мф 5:44.
24:19 Не негодуй. Евр: «не горячись», т.е. не впадай в гнев.
24:20 будущности. См. 23:18 и ком.
24:21 Бойся... Господа. См. 1:7 и ком.
24:22 внезапно придет погибель. Справедливое возмездие, исходящее от Бога и от царя, необходимо для сохранения порядка и истины.
24:23−25 В этих стихах правосудие рассматривается с точки зрения его общественного значения. В упорядоченном обществе правосудие не только совершается, но и рассматривается как обязательное явление.
24:26 В уста целует. Поцелуй является наиболее искренним проявлением дружеских чувств; именно этот смысл и подразумевается в данном стихе.
24:28−29 Эти стихи взаимосвязаны. Речь в них, по-видимому, идет о чем-то большем, чем о недопустимости лжесвидетельства. Возбуждение и гнев порождают месть, доводя человека до потери самообладания, как об этом говорится в ст. 29, неизменное же присутствие духа является проявлением мудрости.
24:30−34 При чтении этого фрагмента необходимо иметь в виду его связь с 6:6−11 (см. ком.).
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 24 глава