18:1 Древнееврейский текст в данном случае труден для перевода. Вторая часть стиха указывает, что недружелюбный человек всегда корыстолюбив.
18:3 Безрассудство и неправедность влекут за собой презрение общества и потерю достоинства.
18:4 Слова уст человеческих — глубокие воды. Эту фразу можно толковать по-разному: или — слова обычного человека не бывают до конца ясны, или — слова мудреца содержат глубокие мысли. Подобная двойственность смысла могла быть заложена автором в текст преднамеренно, дабы сделать его максимально емким.
18:7 для души. Т.е. для жизни.
18:9 Греховная природа человека обнаруживается и в том, что ему подчас доставляет удовольствие выслушивать сплетни.
18:10 См. 6:9−11.
18:11 Имя Господа. Имя — не простое обозначение, а отражение всех свойств личности. Имя Божие — Господь, Спаситель Своего народа (см. Исх 3:13−15; Исх 15:1−3).
праведник... безопасен. Безопасность праведника покоится на его вере в Бога как в Спасителя.
18:12 Данный стих представляет явный контраст ст. 10 (см. Лк 12:13−21; ср. 10:15). Здесь в скрытой форме высказано предостережение от чрезмерных упований на силу богатства.
18:15 Здоровый и сильный дух — залог здоровья и силы человека.
18:17 Подарок, о котором идет речь, не обязательно является взяткой (17:8 и ком.).
18:18 Этот стих представляет собой практическую мудрость, данную в качестве совета как искать истину в спорном вопросе.
18:19 Жребий. См. 16:33 и ком. В ветхозаветные времена для принятия решений иногда бросали жребий, тем самым полагаясь на волю Божию.
18:20 Озлобившийся брат. Озлобившийся человек замыкается в себе и становится неприступен, тем самым затрудняя примирение.
18:21 От плода уст человека. См. 12:14; 13:2 и ком.
наполняется чрево его. По-видимому, это метафора созидательных свойств мудрой речи, которая служит установлению плодотворных взаимоотношений между людьми.
18:23 См. 12:4; 19:14 и ком.
благодать от Господа. См. 8:35, где такими же словами говорится о мудрости.
18:25 Перевод древнееврейского текста вызывает затруднения. Более вероятный перевод первой части стиха (NIV): «Любящего большие компании может постигнуть жизненное крушение». В таком случае здесь контраст между двумя видами дружбы: поверхностной (являющейся причиной проблем) и глубокой.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 18 глава