29:1 — 36:23 Воссоединенное царство. С точки зрения летописца, воцарение Езекии ознаменовало собой начало новой эры в истории Израиля. К этому моменту Израиль был представлен одной только Иудеей, поскольку северное царство пало под ударами Ассирии. По мнению Езекии, народы севера и юга в равной степени отдалились от Бога. Он призвал их объединиться в одно царство, центром религиозной жизни которого стал бы иерусалимский храм. Его призыв был услышан, и с той поры благословения и наказания, плен и избавление от него стали общей участью всех представителей народа Божиего (см. Первая книга Паралипоменон. Введение: Характерные особенности и темы).
29:1 — 32:33 Из всех царей только Давиду и Соломону летописец уделяет больше места в своем повествовании, чем Езекии. Сведения, касающиеся царствования Езекии, он заимствует из 4Цар 18:1 — 20:21, но при этом допускает большие, чем в любом ином случае, отступления от текста источника; в частности, это касается подробностей осуществленных царем преобразований в организации храмового богослужения, а также описания празднования Пасхи. Царствование Езекии, собравшего воедино народ (30:25) и восстановившего в должном виде храмовое богослужение (29:3 — 31:1), летописец представляет как времена возврата к былой славе Соломонова царства. Повествование о нем делится на пять частей: очищение храма (29:1−36), празднование Пасхи (30:1 — 31:1), восстановление должного порядка храмового богослужения (31:2−21), Божие благословение, сопутствовавшее Езекии на войне (32:1−31), итоги царствования Езекии и его кончина (32:32−33).
29:1 Езекия ... двадцать девять лет царствовал. Езекия царствовал в 716/15−687/86 гг. до Р.Х.
29:3−11 Летописец добавляет эти, отсутствующие в книге Царств стихи, подчеркивая свой интерес к потомкам Левия (см. ком. к 1Пар 6:1−81).
29:3 отворил двери... возобновил их. Езекия открыл закрытый его отцом храм и «возобновил» снятые Ахазом с дверей храма золотые украшения (4Цар 16:8−10).
29:4−11 Речь Езекии контрастирует со сделанной ранее Авией оценкой духовного состояния Израильского царства (см. ком. к 13:4−12). Иудея, как и северное царство, оставила Бога; и тем, и другим надлежит принести покаяние (см. ком. к 28:9−15).
29:6 отцы наши. Ср. ст. 9. Езекия мог иметь в виду весь период разделенного царства, однако скорее они относятся к событиям, выпавшим на время жизни непосредственно предшествовавшего ему поколения (21:4 — 28:27).
29:8 на Иудею и на Иерусалим. Езекия признает, что и на Иудею с Иерусалимом обратился Божий гнев, вызванный небрежением народа к храму.
29:9 в плену. Во дни царствования Ахаза многие из жителей Иудеи попали в плен к сирийцам (28:5−8) и идумеянам (28:17). Этот плен явился прообразом грядущего вавилонского пленения (36:15−23).
29:10 заключить завет с Господом. См. ком. к 15:12. да отвратит от нас пламень гнева Своего. Бог должен был отвратить Свой гнев от народа в случае, если тот покается в грехах и снова станет оказывать подобающее почтение храму.
29:12−14 Летописец называет потомков трех родов Левия (29:12) и трех семейств певцов (29:13−14), подчеркивая, что предприятие Езекии пользовалось поддержкой со стороны всех левитов и имело задачей восстановить порядок богослужения, установленный некогда Давидом и Соломоном (см. ком. к 1Пар 6:1−81).
29:13 из сыновей Елицафановых. Елицафан был видным начальником из числа потомков Каафы (Чис 3:30).
29:16 вошли священники внутрь дома Господня... левиты. Сообщая эти подробности, летописец подчеркивает, что все, совершаемое Езекией, находилось в строгом соответствии с требованиями закона Моисеева.
к потоку Кедрону. Ср. 15:16; 30:14; 4Цар 23:4,6,12.
29:20−36 Рассказ об освящении Езекией храма делится на три части: жертвы, принесенные начальниками народа (29:20−24), организация музыки и пения в храме (29:25−30), жертвы, принесенные народом (29:31−36).
29:21 на жертву о грехе. См. Лев 4:1 — 5:13.
за царство и за святилище и за Иудею. Жертвы приносились от лица представителей царского рода, священников и левитов, а также от простого народа. Все эти социальные группы запятнали себя отступничеством в годы царствования Ахаза (4Цар 16:1−20).
29:24 всего Израиля... всего Израиля. В повествовании об эпохе воссоединенного царства (29:1 — 36:23) этим выражением обозначается весь народ, без разделения на северян и южан (30:1; 31:1; 35:3; см. ком. к 10:1; 1Пар 11:1). Езекия повелел, чтобы всесожжение было принесено не только за одну Иудею (29:21), но и за северную и южную части страны вместе. Озабоченность царя судьбами обоих царств уподобляла его Давиду и Соломону (см. ком. к 1Пар 11:1), а также предваряла его желание сплотить народ воедино в праздновании Пасхи (30:1−6).
29:27−30 пение Господу. См. ком. к 1Пар 15:16−24.
29:36 это сделалось неожиданно. Очищение и возобновление храма заняло меньше трех недель (29:3,17); народ увидел в этом неоспоримое свидетельство сопутствовавшей ему Божией помощи.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 29 глава