Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 21 глава

Новой Женевской Библии


21:1−18 Раздел посвящен нечестивому правлению Манассии, царя иудейского. Грехи Манассии были столь тяжкими, что за них Господь обрек Иудею и Иерусалим на полное разрушение.

21:1 Двенадцати лет. По всей видимости, Манассия начинал свое царствование в роли соправителя отца.

пятьдесят лет царствовал. В большинстве древних манускриптов — «пятьдесят пять лет», т.е. с 697 по 642 г. до Р.Х. Манассия правил дольше, чем какой-либо другой царь Иудеи. По свидетельству ассирийских источников, он успел побывать вассалом и Асархадона (Асардана, 681−669 гг. до Р.Х.), и Ассурбанипала (Сарданапала 669−627 гг. до Р.Х.).

21:2 делал он неугодное в очах Господних. Царствование Манассии — период самого тяжкого за всю историю Иудеи отступничества. Обращая вспять благие преобразования своего отца, Манассия покровительствует распространению в стране язычества (см. ком. кет. 3−11).

подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. См. Втор 4:25; Втор 9:4; Втор 18:9; 3Цар 14:24; 3Цар 16:3.

21:3 высоты, которые уничтожил отец его Езекия. См. 18:4 и ком. к 3Цар 3:2.

жертвенники Ваалу. Ранее поощрявшийся правителями Иудеи культ Ваала был искоренен в ходе преобразований, во главе которых стоял священник Подай (11:18).

сделал дубраву. См. ком. к 3Цар 14:23.

как сделал Ахав, царь Израильский. Своими поступками Манассия фактически уподобил себя худшему из правителей северного царства (см. 3Цар 16:30−33).

поклонялся всему воинству небесному. Солнце, луна и звезды почитались божествами у многих народов Ближнего Востока, в частности, у вавилонян (17:16; 23:5,12). Израильтянам же закон строго воспрещал поклонение небесным телам (Втор 4:19; Втор 17:3).

21:4 сооруди жертвенники в доме Господнем. Жертвенники эти были посвящены «всему воинству небесному» (ст. 5).

в Иерусалиме. См. ком. к 3Цар 11:13.

21:6 провел сына своего чрез огонь. См. Втор 12:29−31 и ком. к 16:3.

и гадал, и ворожил. См. ком. к 16:15.

завел вызывателей мертвецов и волшебников. Это строго воспрещалось законом (Лев 19:31; Лев 20:27; Втор 18:9−14).

21:7 истукан Астарты. См. ком. к 3Цар 11:5.

в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону. Это обетование исполнилось в царствование Соломона, когда Бог благословил построенный им храм как угодное Ему место жертвоприношений и молитвы (3Цар 9:1−3; см. также Втор 12:5).

21:8 если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им. Господь даровал Своему народу землю при условии, что тот будет хранить верность Ему (Втор 1:8; Втор 3:18; Втор 4:1,26−28; 3Цар 9:4−9).

со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей. См. ком. к 3Цар 2:3.

21:11 Аморреи. Этим словом в данном случае обозначаются все народы, населявшие Ханаан до поселения там израильтян (см. ком. к 3Цар 21:26).

21:13 протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова. И Самария (17:5−6), и дом Ахавов были разрушены Господом. Теперь Господь обещает распространить их участь и на Иудею.

21:14 отвергну. Время терпения и всепрощения прошло. Иерусалим и Иудея падут не потому, что против них выступит какой-то сильный народ — в наказание за грехи Сам Бог предаст то, что осталось от изначальных двенадцати колен («остаток»), в руки врагов (Ис 1:5). Конкретно это наказание выльется в вавилонское пленение избранного народа (24:1−4).

21:15 как вышли отцы их из Египта, и до сего дня. Освободив Свой народ из египетского рабства, Господь заключил с ним завет на горе Синай (Исх 19:1; Чис 10:10). Этот завет возлагал определенные обязанности как на Израиль, так и на Бога, однако только Бог был полностью верен им. История же Израиля отмечена неоднократными случаями отступничества от заветных обязательств.

21:16 пролил... весьма много невинной крови. Имеются в виду жестокие притеснения, которым Манассия подвергал бедных и беззащитных (Иер 7:6; Иер 22:3,17; Иез 22:6−31).

21:17 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

21:19−26 Престол Манассии наследует Аммон, проявляющий себя таким же идолопоклонником, каким был его отец.

21:19 два года царствовал. Аммон царствовал в Иудее с 642 по 640 г. до Р.Х. Он как и его отец Манассия, по всей видимости, был вассалом Ассирии.

из Ятбы. Это поселение находилось, по-видимому, в равнинной части Иудеи.

21:24 народ земли. См. ком. к 11:14. Правление Аммона вызывало недовольство народа, желавшего поставить на его место потомка Давида, который провел бы насущные преобразования в жизни страны.

21:25 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 21 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.