16:1 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15:33,37; 17:1; 18:1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).
16:2 Двадцати лет был Ахаз. По всей видимости, в течение нескольких лет Ахаз являлся соправителем своего отца Иоафама (см. ком. к 15:33).
шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 732−715 гг. до Р.Х.
16:3 ходил путем царей Израильских. Главный грех Иеровоама I, повторяемый всеми последующими израильскими царями, заключался во введении богослужений противоречивших установлениям закона, и устройстве новых культовых центров в Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33). Эти культовые центры способствовали распространению в северном царстве языческих верований и обрядов.
даже сына своего провел через огонь. Бесчеловечные жертвоприношения детей практиковались у соседних с Иудеей народов, евреям же они строго возбранялись законом (3:27; Лев 18:21; Втор 18:10). Ахаз, однако, был не единственным царем Иудеи, нарушившим этот запрет (17:17; 21:6; 23:10; Иер 7:31; Иер 32:35).
подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Своим поведением избранный народ фактически приравнял себя к народам которых Господь изгнал из Ханаана, дабы отдать эту землю Израилю. Тем самым он изменил своему призванию стать «царством священников и народом святым» (Исх 19:6).
16:5 Тогда пошел Рецин... Факей. Цари Израиля и Сирии стремились подчинить себе Иудею, чтобы заставить ее выступить на своей стороне против Ассирии (15:19,25,37). В этой ситуации в качестве мудрого советника Ахаза проявил себя пророк Исаия (Ис 7:1−17).
16:6 Рецин... возвратил Сирии Елаф. Тем самым сирийцы свели на нет результаты победы, ранее одержанной над ними Азарией (14:22).
Идумеяне вступили в Елаф. Идумеяне, таким образом, обратили себе на пользу поражение Иудеи.
до сего дня. См. ком. к 3Цар 8:8.
16:7 к Феглаффелласару. См. ком. к 15:19,29.
16:8 взял Ахаз серебро и золото. Ахаз, как и многие иудейские цари до него предпринимает попытку обеспечить безопасность страны, богато одаривая враждебного царя (12:18; Исх 23:8; 3Цар 15:18; Ис 5:23; Иез 22:12). В ассирийских источниках отмечается, что в 734 г. до Р.Х. Иоахаз (т.е. Ахаз, царь иудейский) заплатил даньТиглатпаласару III (Феглаффелласару).
16:9 переселил жителей его в Кир. Падение Сирии явилось исполнением предсказанного пророками Амосом (Ам 1:5) и Исаией (Ис 7:16). Точное местоположение Кира не установлено (Ис 22:6; Ам 9:7).
16:13 мирной жертвы. См. Лев 7:11−21. Перечисленные жертвоприношения были совершены и при освящении Соломонова храма (3Цар 8:64). Это обстоятельство свидетельствует о том, какое важное значение придавал Ахаз сооружению в Иерусалиме языческого жертвенника.
16:14 поставил его сбоку сего жертвенника на север. Новый жертвенник, таким образом, потеснил старый на его центральном месте в храме, и, соответственно старый жертвенник был лишен своей функции в богослужении.
16:15 утреннее всесожжение. См. Исх 29:38−39.
вечернее хлебное приношение. См. ком. к 3Цар 18:36.
жертвенник медный останется до моего усмотрения. Возможный перевод: «жертвенник медный останется у меня для гадания». Т.е. Ахаз использует старый жертвенник не по его настоящему назначению, а для гадания по внутренностям жертвенных животных. Такое гадание было распространено среди соседних с Израилем языческих народов, евреям же закон категорически воспрещал прибегать к нему (Лев 19:26; Втор 18:10).
16:17 ободки у подстав... умывальницы. См. 3Цар 7:27−37.
море. См. 3Цар 7:22−26.
с медных волов. По всей видимости, медь, из которой были сделаны эти волы, также пошла на уплату дани ассирийцам.
16:19 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.
16:20 воцарился Езекия. См. 18:1 — 20:21.
комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 16 глава