16:1 Сива. См. 9:2.
Мемфивосфея. См. ком. к 4:4.
16:5 Бахурима. См. ком. к 3:16.
Семей. Как родич Саула, Семей не мог простить Давиду, что тот занимает трон, некогда принадлежавший Саулу.
сын Геры. См. Быт 46:21; Суд 3:15; 1Пар 8:3,5,7. Тот факт, что Семей везде представлен с уточняющей оговоркой «сын Геры» (19:16,18; 3Цар 2:8), вызван распространенностью его имени, неоднократно встречающегося в ВЗ (3Цар 4:18; 1Пар 4:26).
16:8 Господь обратил на тебя. Семей прав, рассматривая бедствия Давида как кару Божию, но ошибается, когда утверждает, что наказан Давид за узурпацию израильского престола и гибель многих представителей дома Саулова. Несчастья, обрушившиеся на Давида, следует считать расплатой за грехи — прелюбодеяние с Вирсавией и убийство Урии Хеттеянина, — наступившей по слову Божиему: «вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего» (12:11).
16:9 Авесса, сын Саруин. См. ком. к 2:18.
мертвый пес. См. ком. к 1Цар 24:15.
16:11 оставьте его, пусть злословит. Давид не прерывает поносящего его Семея, руководствуясь несколькими соображениями: 1) быть может, понося Давида, Семей выполняет волю Господа (ст. 10); 2) если собственный сын жаждет смерти своего отца, то стоит ли винить того, чьи близкие пострадали от руки Давида; 3) если злословие несправедливо, Господь воздает за то уничижение, которое он претерпел от Семея (см. ком. к ст. 12). Такая готовность смиренно принять суд Господа характерна для Давида (12:20; 15:26) и, кроме того, заставляет вспомнить священника Илия в лучшие моменты его жизни (см. ком. к 1Цар 3:18).
16:12 воздаст мне Господь благостью. В ст. 8 Семей злословит Давида, утверждая, что Господь обратил на него Свой гнев за гибель многих из дома Саулова. В данном же стихе Давид выражает надежду на то, что Господь вознаградит его за то уничижение, которое он претерпел от Семея (см. ком. к ст. 11).
16:15 Ахитофел. См. ком. к 11:3.
16:16 Хусий Архитянин. См. ком. к 15:32.
16:17−19 Видимое недоверие Авессалома к «другу Давидову» рассеивается после мудрого ответа Хусия, что он будет служить тому, кого избрал Господь и народ Израиля, и будет предан сыну так же, как был предан отцу. В его словах нет обмана, поскольку высказанным выше условиям Авессалом никак не соответствует.
16:21 войди к наложницам отца твоего. Если до этого и существовала какая-либо возможность примирения между отцом и сыном, то, вняв совету Ахитофела и войдя к наложницам Давида, оставленным им для «хранения дома» (15:16; о наложницах см. 5:13), Авессалом уничтожил ее. Подобный поступок мог свидетельствовать только о непреклонной решимости Авессалома занять отцовский престол (3:7; 12:8; 3Цар 2:22). Но каковы бы ни были мотивы Авессалома, его греховное беззаконие не могло не вызвать гнева Господа и последующего справедливого наказания (Лев 18).
16:22 на кровле. См. ком. к 11:2.
и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля. Так исполнился суд Божий, возвещенный Давиду через Нафана (12:11−12).
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 16 глава