В данной главе представлено:
(I) Краткое посвящение этой книги (ст. 1).
(II) Величественная демонстрация славы Бога: Его гнев и справедливость в адрес нечестивцев, Его милость и благодать по отношению к Своему народу; в обоих случаях демонстрируется Его величие и сила (ст. 2−8).
(III) Каким образом это (по предположению большинства толкователей) касалось уничтожения Сеннахирима и Ассирийской армии, когда они осадили Иерусалим, что послужило запоминающимся и ярким примером силы справедливости Бога и Его милости. Все это вселило ужас в Его врагов и ободрило Его верных слуг (ст. 9−16).
Стих 1. Это заглавие заставляет нас задуматься:
(1) О великом городе, против которого в данной книге провозглашается слово Господне. Это — бремя Ниневии (в англ. пер.), не только тягостное пророчество о Ниневии, а жернов, привязанный к ее шее. Это пророчество касалось Ниневии и Ассирийской монархии, царским городом которой в то время она была. Около 100 лет ранее Иона во имя Бога предсказывал скорое разрушение этого города, но тогда жители Ниневии покаялись и город был пощажен, а указ не вошел в силу. Тогда жители Ниневии четко увидели, сколько пользы получили, отвратившись от своих злых путей, ибо благодаря этому их город был спасен; но вскоре они вернулись к своему пути и город стал еще хуже, чем раньше — городом кровей, наполненным обманом и грабительством. Они пожалели о своем покаянии и, подобно псу, вернулись на свою блевотину, стали хуже, чем были раньше. Тогда Бог послал к ним не пророка, как Иону, а данное пророчество, чтобы они прочитали свой смертный приговор, который в данном случае не подлежал пересмотру. Отметьте: отсрочка не будет продляться, если не будет длиться покаянное расположение. Если люди сворачивают с хорошего пути, на который они стали, то должны быть готовы к тому, что Бог лишит их Своего благоволения, которое начал им оказывать (Иер 18:10).
(2) О бедном пророке, через которого Господь провозглашал Свое слово: это книга видений Наума Елкосеянина. Пророк четко предвидел бремя Ниневии, ибо видел его в своем видении (это книга видений) и записал, чтобы после того, как он уйдет, события можно было сравнить с предсказанием и подтвердить. Единственная информация о самом пророке заключается в том, что он был Елкосеянин, из города Елкес или Елкос, который (как сообщает Иероним) находился в Галилее. Некоторые обращают внимание, что Писание чище всего мело сообщеет о сим их пророках, чтобы наша вера не основывалась на их авторитете, в лишь на благословенном Духе, благодаря которому эти пророчества появлялись.
Стихи 2−8. Ниневия не знала Бога, не знала, что Он борется против нее, и поэтому в данных стихах ей сообщают, Кто такой Бог; и всем нам было бы полезно верой принять то, что здесь говорится о Нем; эти слова вызывают огромный ужас у нечестивцев и утешают благочестивых людей, ибо это прославленное описание Владыки мира подобно столпу облачному и огненному, который был обращен яркой стороной к Израилю, а темной — к египтянам. Пусть каждый получит то, что ему причитается: пусть грешники прочтут это послание и вострепещут, пусть святые прочтут его и возрадуются. В данных стихах явлен гнев Божий, проливающийся с небес на Его врагов, а также Его благоволение и милость, предназначенные для Его верных подданных; в обоих случаях демонстрируется Его всемогущая власть, которая делает Его гнев очень ужасным, а Его милость — очень желанной.
I. Он — Бог непреклонной справедливости, Бог ревнивый, и Он отомстит Своим врагам; пусть Ниневия знает это и трепещет веред Ним. Их идолы — ничтожные творения; они собой не представляют никакой угрозы, а Бог Израиля велик, и Его нужно сильно бояться, ибо (1) Он возмущен оскорблениями и обидами, нанесенными Ему теми, кто отрицает Его существование или какое-либо из Его совершенств и противопоставляет Ему других богов, кто уничтожает Его законы, требует ответа за Его действия, высмеивает Его слово или обижает Его народ. Пусть таковые знают, что Иегова — единственный живой и истинный Бог, что Он ревнитель и мститель! Он ревнует об утешении поклоняющихся Ему, ревнует о земле Своей (Иоиль 2:18) и не допустит, чтобы им причиняли вред. Он мститель и страшен в гневе! Он имеет ярость (дословно), но не похож на человека, у которого ярость является неуправляемой страстью, ибо сказал: «Гнева нет во Мне» (Ис 27:4); Он владеет ею, как приличествует праведному Богу, чтобы сделать Свою справедливость более отточенной и явить более ужасной для тех, которые в противном случае не благоговели бы пред ней. Он — Господь гнева (в иудейском переводе); Он имеет гнев, но владычествует и руководит им. Наш гнев часто одерживает верх над нами, и мы похожи на человека, не владеющего духом своим, а наш Бог всегда господствует над Своим г невом и уравнял стезю гневу Своему (Пс 77:50).
(2) Он принял решение взыскать с тех, кто оскорбляет Его. В данных стихах сказано, что Он не только мститель, но и обязательно отомстит, Он сказал, и Он сделает, Он поклялся в этом (Втор 32:40−41). Кем бы ни были Его противники и враги, Он заставит их прочувствовать Его негодование; и хотя приговор, вынесенный Его врагам, не приводится в исполнение сразу, но Он хранит гнев, который изольется на них в день гнева. В адрес Своего народа, который покаялся и смирился перед Ним, Он не вечно негодует, а на своих врагов Он вечно будет изливать Свой гнев. Он не оставляет без наказания нечестивца за его грех, в котором он упорствует и не желает раскаиваться (ст. 3). Они нечестиво отошли от своего Бога (Пс 17:22, англ. пер.) и не желают вернуться, и таковых он не оставит без наказания. Смиренные просители убедятся, что Он милостив, а наполненные презрением попрошайки убедятся, что Он суров и что дверь милости не отворяется на их громкие, но запоздалые крики: «Господи, Господи». Это откровение о гневе Божьем, проливающемся на Его врагов, касается Ниневии (ст. 8) и всех, кто продолжает упорствовать в своих преступлениях: «Но всепотопляющим наводнением Он разрушит до основания Ниневию». Халдейская армия захватит страну ассирийцев и опустошит ее. Когда Божьи суды приходят по Его повелению, то для любого народа они похожи на потоп, который они не могут сдержать или преодолеть. Врагов Его постигнет мрак; ужас и бедствие будут следовать за ними, куда бы они ни пошли; они будут преследовать, пока те не окажутся в полном мраке. Если они попробуют убежать от преследующего их мрака, то упадут там, где окажутся.
II. Он — Бог непреодолимой силы и может противостать Своим врагам, как бы много их ни было и какими бы могущественными и сильными они ни были. Бог велик могуществом Своим (ст. 3), и поэтому очень выгодно иметь Его своим другом и плохо иметь Его своим врагом. В данных стихах:
1. Сила Бога подтверждается и провозглашается с помощью различных примеров ее проявления в царстве природы, где мы постоянно сталкиваемся с ее видимыми результатами при обычном ходе природы, а иногда — при поразительных изменениях этого хода.
(1) Если мы будем взирать на небеса, то и там найдем доказательства Его силы, ибо Он шествует в вихре и в буре. Повсюду, где шествует Бог, Его сопровождает вихрь и буря, чтобы вызвать ужас у Его врагов (Пс 17:10 и далее). Везде, где наблюдается вихрь и буря, Бог руководит ими, контролирует их, прокладывает через них Свой путь и с их помощью достигает собственные цели. Он разговаривал с Иовом из бури, и даже бурный ветер исполняет Его слово. В вихре шествие Его, то есть когда Он идет, то Его невозможно понять и методы Его провидения непостижимы для нас; Писание так и говорит: «Его путь в море». Облака — пыль от ног Его, Он топчется по ним, ходит по ним, поднимает так, как Ему угодно, как человек своими ногами поднимает облако пыли. Только благодаря позволению или, скорее, узурпации дьявол стал князем, господствующим в воздухе, ибо эта власть находится в руке Бога.
(2) Если мы заглянем в великие бездны, то увидим, что море принадлежит Ему, ибо Он сделал его; и если Ему угодно, то Он запретит морю — и оно высыхает, и все реки иссякают, которые его постоянно пополняют. Доказательства этой Своей силы Он привел, когда разделил Красное море и Иордан, и Он может сделать то же самое, когда Ему угодно.
(3) Если мы оглянемся вокруг себя и посмотрим на землю, то и там найдем доказательства Его силы, когда в результате иссушающей жары и летней засухи или холода и зимнего мороза вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане — самые красивые и крепкие цветы увядают. Его сила часто проявляется во время землетрясений, когда горы трясутся (ст. 5), холмы тают и стекают и становятся одного уровня с долинами. Если Ему угодно, то земля сгорает пред лицом Его (в англ. пер.) из-за палящего жара солнца, ибо Он может спалить ее огнем с небес, как сделал с Содомом, и в конце Он сожжет вселенную и всех живущих на ней. Земля и все дела на ней сгорят, ибо велик Господь и велика крепость Его.
2. Это, в частности, касается Его гнева. Если Господь является всемогущим Богом, то отсюда можно сделать вывод: «Пред негодованием Его кто устоит?» (ст. 6). Жители Ниневии один раз увидели, что Бог медлен на гнев (как Он сам говорит в ст. 3), и, возможно, на основании оказанной им в тот раз милости подумали, что могут быть дерзкими по отношению к Нему; но они убедятся в том, что Он не только человеколюбивый и милосердый, но также справедливый и ревнивый, и, показав справедливость Своего гнева, в следующий раз показывает его силу и полную неспособность врагов соперничать с Ним. Напрасно самые могучие и отважные грешники думают, что им удастся успешно выступить против силы Его гнева.
(1) В данной ситуации Бог предстает как огонь поядающий — ужасный и могущественный. В данных стихах Он демонстрирует, насколько негодует, видя грех, и пламя гнева Своего; Его гнев разливается не как вода, а как огонь, как огонь и сера, пролившиеся на Содом (Пс 10:6). Ад — это ярость гнева Божьего (Откр 16:19). Гнев Божий настолько яростен, что сметает все перед собой: скалы, которые казались непоколебимыми, распадаются пред Ним. Они иногда раскалываются из-за извержения подземных вулканов; подобные явления являются слабым прообразом ярости гнева Божьего, изливающегося на грешников, имеющих каменные сердца, ибо еще ни один человек, ожесточивший свое сердце против Него, не процветал.
(2) Перед этим огнем грешники похожи на солому, слабую и бессильную, которая является абсолютно неравным соперником для гнева Божьего.
[1] Они не могут выстоять против него, противостать ему и отвести в сторону его удары: «Пред негодованием Его кто устоит?» Пред Ним не устоят ни самые гордые и дерзкие грешники, ни мир нечестивцев, ни согрешившие ангелы.
[2] Они абсолютно не способны устоять перед ним, поддержать свой дух и сохранить радость: «Кто стерпит пламя гнева Его?» Ему не только невозможно противостоять, но и невозможно вынести его. В этом мире человек может вынести некоторые знаки недовольства Бога, но кто может вынести пламя Его гнева, когда он мгновенно обрушивается на душу? Поэтому давайте трепетать пред Ним, благоговеть и не грешить (англ. пер.).
III. Он — Бог безграничной милости и в Своем гневе помнит о милости. Пусть устрашатся грешники на Сионе, которые продолжают упорствовать в своих преступлениях, а вот уповающим на Бога не стоит трепетать перед Ним, ибо:
(1) Господь долготерпелив (ст. 3) и медлен на гнев (англ. пер.); Его нелегко разгневать, Он готов оказать милость даже тем, кто оскорблял Его, в том случае, если они покаются.
(2) Когда знаки Его ярости, направленной против нечестивцев, бушуют повсеместно, тогда Он старается сохранить безопасность и утешить Свой народ (ст. 7): «Благ Господь к тем, кто благ, и для таковых Он будет убежищем в день скорби». Отметьте: та же могущественная сила, которая проявляется для устрашения и уничтожения нечестивцев, применяется для защиты и удовлетворения народа Божьего; Он может и спасать и уничтожать. В день государственного бедствия, когда Божьи суды бушуют и опустошают все на земле, Он будет прибежищем для тех, кто верой вверяет себя Его защите, кто уповает на Него и исполняет свой долг перед Ним, кто посвятил себя Ему. Он знает таковых, признает их Своим народом, ознакомлен с их ситуацией, знает, что для них лучше и что предпринять для того, чтобы эффективно помочь им. Возможно, они неприметны и на них обращают мало внимания в этом мире, но Господь знает их (Пс 1:6).
Стихи 9−15. Похоже, эти стихи указывают на уничтожение ассирийской армии под предводительством Сеннахирима, что вполне можно считать частью наказания, обрушившегося на Ниневию — главный город Ассирийской империи, а также залогом уничтожения самой Ниневии, которая была уничтожена 100 лет спустя. Именно об этом событии много говорил Исаия, который, скоpee всего, был современником данного пророка. Здесь обратите внимание:
I. На провокацию ассирийцев в адрес справедливого и ревнивого Бога, за что Он, несмотря на то что является долготерпеливым, решает отомстить (ст. 11): «Из тебя произошел умысливший злое против Господа — Сеннахирим и его оратор Рабсак». Они сочинили оскорбительное письмо не только против Езекии и его народа но и против самого Бога, подвергая сомнению Его возможности и ставя Его на один уровень с богами язычников, которые не могут защитить своих поклонников; тем самым они разубеждали народ Божий уповать на Негоу подстегивая их просить защиты у великого царя, царя Ассирии. Они задумали изменить отличительную черту Иерусалима, чтобы он больше не принадлежал Господу и не был святым городом. Этот человек, этот могущественный человек (так он сам считает), вышедший из Ниневии и умысливший зло против Господа, навлек на нее это наказание. В то время никто более дерзко и нечестиво не оскорблял Владыку небес и земли. Сеннахирим был нечестивым советчиком, который советовал народу Божьему не надеяться на защиту Бога, а подчиниться царю Ассирии, а также старался, чтобы реформация Езекии не коснулась их (Пc 36:7) и в данных стихах пророк увещевает этого нечестивого советчика (ст. 9): «Что умышляете вы против Господа! Как же вы глупы и нечестивы, составляя заговор против Бога, словно можете перехитрить божественную мудрость и одолеть всемогущего Бога!» Отметьте: врата ада замышляют много зла против Господа и интересов Его царства в этом мире, но это тщетно (Пс 2:1−2). Сидящий на небесах посмеется над планами притворщиков, замышляющих зло против Него, и быстро разрушит их.
II. За это Бог поразит их великим истреблением; оно не сразу обрушится на всю монархию, гибель которой была отложена до того времени, пока не наполнилась мера ее беззаконий, но оно:
1. Коснется армии. Бог совершит истребление ее; она будет полностью уничтожена одним ударом; один удар ангела-губителя уложит их намертво, и бедствие уже не повторится, ибо в нем не будет необходимости. С некоторыми грешниками Бог быстро расправляется, уничтожая их дело. Божественное мщение не действует согласно одному определенному правилу и не следует одним постоянным путем, а той или иной стезей, в зависимости от того, острый ли это приступ болезни, или она приобрела хронический характер; с помощью медленной смерти Бог полностью истребит всех Своих врагов, которые упорствуют, замышляя против Него злое. У нас есть основания полагать, что ассирийская армия имела тот же дух и вместе со своими военачальниками говорила те же речи, и теперь Бог наказывает воинов, хотя они всего лишь говорили то, чему их учили; окажется, что они сами своими делами навлекли на себя божественный гнев (ст. 10).
(1) Они как терновник сплелись друг с другом и делают друг друга еще хуже; они все больше озлоблялись против Бога и Его Израиля, ожесточали сердца и укрепляли руки друг друга в своем нечестии. Поэтому Бог поступит с ними, как поступает земледелец с кустом терновника, когда не может выкорчевать его: он предает его всего огню.
(2) Они как пьяницы, одурманенные гордостью и яростью, а таковые будут невозвратимо истреблены и уничтожены. Они будут похожи на пьяниц, у которых кружится голова и которые приближаются к собственной гибели; они споткнутся и упадут и будут опозорены, над ними справедливо будут смеяться.
(3) Они пожраны будут совершенно, как сухая солома, которую неумолимо и невозвратимо пожирает огонь. Суды Божьи являются огнем пожирающим для тех, кто делает себя соломой для них. В адрес этой великой армии вновь звучит угроза (ст. 12), что хотя они безопасны и многочисленны и не боятся внезапных атак осажденных, ибо их много, но они будут посечены и исчезнут, они обязательно будут скошены, как косят траву и пшеницу, и не смогут оказать никакого сопротивления, когда будет проходить ангел-губитель, посланный с поручением истребить их. Отметьте: самонадеянность грешников и упование на собственную силу часто являются предзнаменованием приближающейся гибели.
2. Коснется царя. Он замышлял злое против Господа и надеется избежать наказания? — У него ничего не выйдет (ст. 14): «А о тебе Господь определил; указ издан, и он гласит: «Не будет более семени с твоим именем»; память о тебе изгладится, и о тебе больше не будут говорить, как раньше; рассказы о твоих славных походах рассеются на крыльях молвы, которая будет прославлять их». Так как после Сеннахирима на престол взошел его сын, то многие полагают, что здесь речь идет о свержении Ассирийской империи, которое имело место вскоре после этого. Отметьте: кто умышляет злое против Господа, тот навлекает зло на себя и свою семью, наносит ущерб собственным интересам и губит собственное имя, бесчестя имя Бога. Далее ему угрожают, (1) что идолы, которым они поклоняются, будут выброшены из их храма — истуканы и кумиры из дома бога твоего. Некоторые полагают, что это пророчество исполнилось, когда двое сыновей убили мечом Сеннахирима, когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего; и мы можем предположить, что из-за этого варварского отцеубийства храм впоследствии считался оскверненным, его идолы были истреблены, а поклоняющиеся этим идолам больше не приходили туда. Или эти слова можно воспринять в общем смысле как означающие полную гибель Ассирии: вражеская армия полностью опустошит страну, и враги не пощадят даже истуканов их богов. Тем самым Бог хотел показать им, что одним из оснований Его противостояния им было их идолопоклонство.
(2) Что в том месте будет находиться могила Сеннахирима — в доме его бога (понимают некоторые); там он будет убит, и там его похоронят, ибо он будет в презрении; он останется там лежать, неся на себе знак позора, раз в своей жизни потерял даже уважение и любовь собственных сыновей, и в результате двое из них убили его. Или, возможно, здесь подразумевается позорное падение самой Ассирийской империи, на руинах которой восстал Вавилон. Писание подробно описывает, как много шума было но поводу гибели этого когда-то грозного государства, но впоследствии ставшего презренным (Иез 31:3,11,15−16). Отметьте: кто сделал себя презренным из-за своих позорных грехов, того Бог сделает презренным из-за его позорного наказания.
III. Благодаря этим событиям Бог совершит великое избавление Своего народа и города, называвшегося Его именем. Гибель врагов Церкви — это спасение Церкви; и великим можно назвать спасение, которое было совершено для Иерусалима, благодаря уничтожению армии Сеннахирима.
1. Таким образом, осада Иерусалима будет снята: «И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, с помощью которого он удерживает тебя в рабстве, и узы твои разорву, которыми, похоже, ты привязан ко гневу ассирийцев». Эта огромная победоносная армия для жителей Иудеи была подобная ярму и узам, когда она захватывала их земли и устраивала повсюду стоянки для своих солдат. Когда она обложила осадой Иерусалим, то он оказался в узах и кандалах; но когда ангел-губитель совершил свое дело, то узы Иерусалима были разорваны и он вновь получил свободу. Это событие было прообразом великого спасения, благодаря которому Иерусалим в вышних стал свободным.
2. Враг будет настолько ослаблен и угнетен духом, что больше не будет совершать подобных попыток, и цель, ради достижения которой было послано это бедствие, будет достигнута благодаря благодати Бога; в результате больше не будет повода для подобного сурового наказания.
(1) Бог больше не будет поражать Иерусалим; Его гнев отвратится, и Он скажет: «Достаточно»; благодаря этому страху Господь совершит Свое дело на горе Сионе (Ис 10:12) и скажет: «А тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать»; горькое лекарство не будет больше прописываться, если только это не будет необходимо и не потребует состояние пациента, ибо Бог не по изволению сердца Своего наказывает.
(2) Враг больше не осмелится нападать на Иерусалим (ст. 15): «Не будет более проходить по тебе нечестивый, как это было раньше, чтобы опустошить тебя, ибо он совсем уничтожен будет и не сможет этого сделать. Его армия будет истреблена, дух — сокрушен, и сам он — уничтожен.
3. Благая весть о великом избавлении будет возвещена и с радостью принята во всем царстве (ст. 15): «Пока Сеннахирим побеждал и сокрушал все перед собой, то каждый день приносили плохие вести; но теперь вот: на горах — стопы благовестника, возвещающего благую весть — ноги евангелиста; он идет по горам, и его приближение видно издалека, по мере того как ноги несут его; как приятно еще раз увидеть благовестника, возвещающего мир, после того, как мы принимали так много посланников Иова! Мы находим, что эти слова использует другой пророк, чтобы проиллюстрировать милость, проявленную Богом, когда Он избавил Свой народ от Вавилонского плена (Ис 52:7). Это не значит, что пророки крали слова друг у друга (как поступали лжепророки, Иер 23:30), они говорили под воздействием одного Духа и часто использовали одни и те же выражения; и, возможно, очень полезно было бы служителям свидетельствовать о соответствии своих слов общим истинам (1Тим 6:3), используя тот же самый образец здравого учения (2Тим 1:13). Эти слова из пророчеств Исайи и Наума также процитированы апостолом, где они говорят о великом искуплении, которое совершил для нас наш Господь Иисус, и возвещают об этом миру с помощью вечного Евангелия (Рим 10:15). Служители Христа являются посланниками, которые принесли благую весть и благовествовали мир чрез Иисуса Христа. Как прекрасны ноги этих благовестников! Как желанно это послание для тех, кто видит собственное бедственное положение и опасность, которой он подвергается из-за греха! Обратите внимание: принесший эту благую весть несет вместе с ней призыв к Иудее праздновать праздники свои и исполнять обеты свои. Пока длилось это бедствие, (1) обычный ход праздников был прерван. Inter arma silent — Голос закона невозможно услышать среди возгласов, сопровождающих сражение. Пока Иерусалим был окружен армиями, люди не могли попасть туда, чтобы поклониться Богу, но теперь, когда осада была снята, они должны были вновь соблюдать свои праздники. Праздники Господни будут вдвойне приятней для народа Божьего, если в течение какого-то времени он был лишен этих привилегий и теперь Бог милостиво восстановил и дал возможность совершать их, ибо мы познаем ценность подобных милостей, когда лишаемся их.
(2) Они дали обеты Богу, что если Он избавит их от этой беды, то они совершат для Него какое-то необычное служение, чтобы почтить Его; и теперь, когда они освобождены, пророк призывает их исполнить обеты; теперь настало время исполнить ранее данные обещания, ибо лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Слова «не будет более проходить по тебе нечестивый» можно воспринять как обещание о том, что будет совершено благое дело реформации, начатое Езекией; нечестивцы не будут больше, как раньше, приступать со всех сторон, ибо будут истреблены. Бог разрушит попытки нечестивых врагов, нападающих извне; и если этому сопутствует обуздание и реформация нечестивцев, проживающих среди народа Божьего, которые являются более опасными врагами, то это несомненно является милостью.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Наума, 1 глава