1−11. Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле. 12−18. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в образе блудницы.
Притч 9:1. Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
Притч 9:2. заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;:
Притч 9:3. послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия (Притч 8:27−31), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится — под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) — об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная — эта великая художница или строительница (Притч 8:30) с момента начала миротворения, — в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же Притч 8:34), который, конечно, вместе есть дом Божий (Пс 83:11). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием (1Тим 3:15; Евр 3:6; Откр 3:12). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства (Быт 4:24; Пс 11:7; Мф 18:21−22). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями — всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование — в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова (Иак 3:17). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа (Ис 11:2−3, сн. Откр 1:4:12,3.1,4.5), затем — семь таинств и под.
Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах, LXX: θύματα, Vulg.: victimas) и растворенного — водой или пряностями — вина (ср. Ис 5:22; Притч 23:30), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы (Мф 22:1; сл. Лк 14:16; сл. Лк 22:30). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских (Мф 22:1 сл.; Лк 14:16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью — проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете — пророков, в Новом Завете — апостолов (Ис 52:7; Рим 10:15−18).
Притч 9:4. «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
Притч 9:5. «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
Притч 9:6. оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
Люди, к которым обращается призыв посланников Премудрости, именуются здесь (ст. 4,6) неразумными или скудоумными — не в абсолютном смысле, а в относительном — в смысле ненаученности высшим истинам и, главнее, нравственной неустойчивости и бесхарактерности (ст. 6, ср. Притч 7:7:19.25,21.11). Такие люди, каких особенно много среди юношей, еще доступны научению и педагогическому воздействию (ср. Пс 18:8:118.130). А во время насаждения христианства именно такие, простые умом и сердцем люди, оказались особенно восприимчивыми к проповеди Евангелия (Мф 11:25; Лк 10:21; 1Кор 1:27). Потому-то Премудрость и призывает их на свою духовную трапезу (ст. 5), в свет истинного разумения и благочестия.
Притч 9:7. Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
Притч 9:8. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
Притч 9:9. дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф 7:6). Вместо бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости всегда принесет существенную пользу (ср. Мф 13:12). Понятно, впрочем, само собой, что и указанное ограничение, ст. 7−8, имеет лишь относительное и условное значение: им внушается не безусловное запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не исключая и грешных (Иез 18:32:33.11; 2Пет 3:9; 2Тим 2:4).
Притч 9:10. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум;
Притч 9:11. потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), — и благодатных плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее (ст. 11).
Началом мудрости является страх Божий (10 а, сн. Притч 1:7) и благоговейное познавание Бога: «познание Святаго — разум» (10 б). (Этот перевод следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Βουλὴ αγίων σύνεσίς, слав.: «совет святых разум». Скорее можно бы принять перевод Вульг.: scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют добавление: τὸ γάρ γνῶναι νόμον διανοίας ἐστίν ἀγαθῆς; слав.: «разумети бо закон помысла есть благаго». Добавление это отсутствует во многих греческих кодексах (23,68,106,109,248,252,295 у Гольм., в Альд. Алекс., у Климента Александр.), не имеется и в Вульгате: по-видимому — позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение уроков мудрости (сн. Притч 3:2:16,21,4.10,15,10.27).
Рассмотренный отдел Притч 9:1−11 читается в храмах в качестве паримии на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103−104).
Притч 9:12. [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь.
Притч 9:12a. —[Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими:—
Притч 9:12b. —ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего;—
Притч 9:12c. —проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]
В качестве побуждения к исполнению наставлений мудрости и к избежанию (изображаемых ниже) соблазнов безумия и распутства, Премудрый указывает здесь на то, что полезные следствия мудрости имеют силу собственно для самого держащегося мудрости, а не для Бога (мысль, аналогичная выраженной в Иов 22:2−3), и не для ближних. LXX, слав., однако, добавляет: καί τοῖς πλησίον, «и искренним твоим». Кроме того LXX и еще имеют трехстрочное добавление к ст. 12, имеющееся также в сирск. и арабск. переводах, а также в славянск. и русск. синод. (в последнем эти добавления заключены в скобки). По-видимому, это позднейшие глоссы, хотя имеющие признаки происхождения из еврейского подлинника, перенесенные сюда из других мест кн. Притчей и других свящ. книг.
Притч 9:13. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
Притч 9:14. садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
Притч 9:15. чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
Притч 9:16. «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:
Притч 9:17. «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
Притч 9:18. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею.—
Притч 9:18a. —[Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;—
Притч 9:18b. —ибо таким образом ты пройдешь воду чужую.—
Притч 9:18c. —От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,—
Притч 9:18d. —чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]
Для усиления впечатления от увещаний Премудрости здесь подробно изображаются соблазны неразумия, идущие от жены распутной. По внешности призыв последней напоминает призыв мудрости, но отличающие жену распутную дерзость, безрассудство и подобные отрицательные качества (ст. 13−17), а главным образом гибельный конец увлекающихся ее соблазнами (ст. 18, сн. Притч 7:27), должны, по мысли Премудрого, раз и навсегда предохранить ученика его от всяких увлечений распутства и безумия, как бы ни были подчас велики соблазн и искушение следовать им. — В конце ст. 18 у LXX имеется добавление, имеющее характер позднейшей глоссы (ее нет в Комплютенск. изд.).
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 9 глава