1−3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4−9. Сущность наставлений отца Премудрого — увещание к мудрости с указанием благ ее. 10−19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20−27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.
Притч 4:1. Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
Притч 4:2. потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Притч 4:3. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция (παράδοσις τῶν πατέρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8:8 сл.; Иов 15 сл.; Сир 8:9:16.5,31.12). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи (Притч 1:8) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже (Притч 5:7 и Притч 7:24) обращение не к «сыну», а к «детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон». Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.
Притч 4:4. и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Притч 4:5. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Притч 4:6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Притч 4:7. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Притч 4:8. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
Притч 4:9. возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Увещания отца (Давида, по LXX, слав. — и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28:9), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» (хокма), особенного «разума» (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8 б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5,7; ср. Притч 3:14). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15:2), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное — мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8−9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1:9).
Притч 4:10. Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни.
Притч 4:11. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Притч 4:12. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Притч 4:13. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.
Притч 4:14. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
Притч 4:15. оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
Притч 4:16. потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
Притч 4:17. ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Притч 4:18. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Притч 4:19. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14−19).
Наставления о путях премудрости становятся более специальными — указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни — благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений — предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, — призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14−17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1−19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16−17,19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60:3:62.1,2.5; Притч 6:23:28.5), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5:16), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их, Мф 13:43 (см. у еп. Виссариона, с. 56−57).
Притч 4:20. Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
Притч 4:21. да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
Притч 4:22. потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Притч 4:23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притч 4:24. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Притч 4:25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Притч 4:26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Притч 4:27. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
Притч 4:28. [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены.
Притч 4:29. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3:21:2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим 4:8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости — благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: ἕξοδοι ζωῆς). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (Пс 21:27:101.5; Ис 1:5; Иер 4:18), так и душевной и духовной жизни его (Пс 83:3; Иер 11:20:17.10), частнее — не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (Притч 31:11:5.12,13.12; Суд 16:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1Цар 14:7; 3Цар 8:17 и др.), ведения и силы разумения (3Цар 10:2 Суд 16:17; Притч 17:16:15.14,7.7,9.4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (Пс 50:12; 3Цар 3:6:9.4; Притч 7:10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1:5:19; 1Пет 3:16), сердце употреблено и здесь Притч 4:23 (ср. Пс 50:12; Иов 27:6; 1Цар 25:31), как показывают и дальнейшие стихи 24−25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6:13:10.10,16.30; Сир 27:25, сн. Мф 6:22−23), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108:133; Евр 12:13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5:32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: ὁδούς γὰρ τὰς ἐκ δεξιῶν οῖδεν ὁ θεός, διεστραμμένοι δέ εῖσιν αἱ ἐξ ἀριστερῶν αύτὸς δέ ὀρθὰς ποιὴσει τὰς τροχίάς σου, τάς δε πορείας σου ἐν εῖρήνη προάχει. Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском — синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26−27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 4 глава