1−3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4−8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9−18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19−26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27−31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.
Притч 21:1. Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
Притч 21:2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
Притч 21:3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
Образ «потоков (или каналов) вод» (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи — удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения — посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1:3; Ис 32:2), — мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20:2:8,28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16:2:25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15:8) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49:7 сл.) с пророческими (Мих 6:6−8, Ис 1:11 сл. сн. 1Цар 15:22) и составляет предвестие учения Спасителя, что «вящшая закона — суд, милость и вера» — (Мф 23:23).
Притч 21:4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
Притч 21:5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
Притч 21:6. Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.
Притч 21:7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
Притч 21:8. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод «светило», соответств. греч. λαμπτὴρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие»; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19:2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7−8).
Притч 21:9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Притч 21:10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
Притч 21:11. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
Притч 21:12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
Притч 21:13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
Притч 21:14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
Притч 21:15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
Притч 21:16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
Притч 21:17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
Притч 21:18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17:1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25:18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19:25:9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12,18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25:41 сл. Мф 18:23−35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14−15, ср. Притч 17:8:19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов», у архим. Макария — точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: «в сонмищи исполинов», ср. Быт 6:4; Притч 2:18:9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23:29 сл.).
Притч 21:19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
Притч 21:20. Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
Притч 21:21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
Притч 21:22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
Притч 21:23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Притч 21:24. Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.
Притч 21:25. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
Притч 21:26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25:24; ср. Сир 25:21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19:17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9:16. О хранении языка и дара слова — ст. 23 — говорилось выше: Притч 13:3; 19:6; Мф 12:36. Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2:5. В ст. 25−26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого — с другой (ср. Пс 36:26).
Притч 21:27. Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
Притч 21:28. Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
Притч 21:29. Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
Притч 21:30. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
Притч 21:31. Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.
Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27 а), уже ранее (Притч 15:6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется «с лукавством» (27 б, евр. безимма), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανόμως, Vulg.: ex scelere), ср. Сир 34:18 сл. Мал 1:3. Далее — речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23−29, сн. Притч 19:5), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез 28:5; Иов 5:13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы — в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. Пс 19:8−9:32.17).
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 21 глава