1−15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16−29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.
Притч 19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Притч 19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Притч 19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
Притч 19:4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
Притч 19:5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Притч 19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки.
Притч 19:7. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Притч 19:8. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Притч 19:9. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Притч 19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
Притч 19:11. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам.
Притч 19:12. Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву.
Притч 19:13. Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.
Притч 19:14. Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.
Притч 19:15. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28:6 — с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» — ашир, а не «глупый» — кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28:6, почему и чтение данного места Притч 19:1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2−3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4,6−7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта — факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14:20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6:19:14.5); о том же — и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами — богатства, власти и подобного — необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11−15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.
Притч 19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
Притч 19:17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Притч 19:18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Притч 19:19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
Притч 19:20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Притч 19:21. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Притч 19:22. Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
Притч 19:23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Притч 19:24. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Притч 19:25. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Притч 19:26. Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.
Притч 19:27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Притч 19:28. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Притч 19:29. Готовы для кощунствующих суды, и побои — н а тело глупых.
Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40:1; Мф 10:42; Мф 25:40). Вторым по важности — после милостыни и благотворения — делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1:8−20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13:25:23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) — подобным же образом делает это и апостол (Еф 6:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни — Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23:19), которым Он управляет всем (ср. Притч 16:1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения — чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели — страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16:27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26:15 (ср. Притч 12:27) и имеет в виду обычай востока — не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25−29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 19 глава