1−3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4−11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12−22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23−26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.
Притч 12:1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Притч 12:2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
Притч 12:3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10:17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10:25.
Притч 12:4. Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
Притч 12:5. Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.
Притч 12:6. Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Притч 12:7. Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.
Притч 12:8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
Притч 12:9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Притч 12:10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Притч 12:11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.—
Притч 12:11a. —[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4 а) — так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31:10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25:11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5−6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10:25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20:10; Исх 22:4−5; Лев 22:28; Втор 25:4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.
Притч 12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Притч 12:13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.—
Притч 12:13a. —[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
Притч 12:14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
Притч 12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
Притч 12:16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Притч 12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
Притч 12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
Притч 12:19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
Притч 12:20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
Притч 12:21. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
Притч 12:22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12−14, сн. Притч 18:7; Пс 61:13).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15−16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17−22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19−20), главное — лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).
Притч 12:23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Притч 12:24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Притч 12:25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Притч 12:26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Притч 12:27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
Притч 12:28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23 а), умение его — утешить словом печального (25 а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24 а, 27 б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 12 глава