1−11. О значении справедливости в отношении ближних и о пагубности несправедливости. 12−15. Против болтливости, пристрастия к клевете, неразумии в советах и легкомысленных поручительств. 16−23. Различное поведение и противоположные плоды праведного и нечестивого. 24−26. Против скупости и несострадательности. 27−31. Прочны лишь плоды благочестия.
Притч 11:1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
Притч 11:2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]
Притч 11:3. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
Притч 11:4. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
Притч 11:5. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
Притч 11:6. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Притч 11:7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
Притч 11:8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
Притч 11:9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
Притч 11:10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
Притч 11:11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. Притч 20:10), составляет повторение постановления закона (Втор 25:13−16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир 26:27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. Притч 16:18:18.12), равно как и о благе противоположной добродетели — смирения (сн. Притч 3:34), которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление. LXX делают здесь прибавку, — по-славянски: «умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятелна нечестивых погибель», — выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы — даже для одного внешнего благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (Притч 10:2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, — спасение именно «в день гнева», т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез 7:19; Соф 1:18; Сир 5:10). Ст. 5−6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также Притч 10:3; Прем 5:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7−8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. Притч 10:28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс 48:18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании — заключается для него источник новых мучений. Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8), — примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана Эсф.7−9; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан 6:25), — составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис 43:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10−11, ср. Есф 8:15:3.15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт 18:24 сл.).
Притч 11:12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Притч 11:13. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
Притч 11:14. При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
Притч 11:15. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12−13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12 а ср. Притч 14:21), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13 а, ср. Лев 19:16; Иер 9:3); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12 б) и верность в хранении вверенной тайны (13 б, ср. Сир 19:10:27.16−21). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15:22:24.6), разумеется, если они люди — глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6:1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении.
Притч 11:16. Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство.
Притч 11:17. Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.
Притч 11:18. Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная.
Притч 11:19. Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
Притч 11:20. Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
Притч 11:21. Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
Притч 11:22. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
Притч 11:23. Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
Взаимное соотношение двух половин ст. 16-го по тексту евр. -масор. и Вульг представляется неясным и может быть понято лучше по тексту LXX (слав., русск. синод.), имеющему между этими двумя предложениями два других, из которых первое заключает в себе противоположение первой мысли стиха, а другое — второй его половине. Весь стих 16 по т. LXX читается так:Γυνὴ εὐχάριστος ἐγείρει ἀνδρὶ δοξαν, θρόνος δε ἀτιμίας γυνὴ μισοῦσα δίκαια πλούτου ὀκνηροί ἐνδεεῖς γίνονται, οὶ δὲ ἀνδρεῖοι ἐρείδονται πλούτω. Слав. и русск. синод, дословно передают чтение LXX, причем слова, не имеющиеся в евр. т., в русск. заключены в скобки. Вместо этого антитетического параллелизма Вульгата ближе к т. евр. — дает параллелизм синтетический или сравнительный: mulier gratiosa inveniet gloriam et robusti habebunt divitias. Чтение LXX-ти ст. 16 заслуживает предпочтения пред т. масор. и Вульг. Мысль стиха: блага, даже внешние, приобретаются усилиями человека. В следующих стихах (17 и дал.) развивается мысль, что блага жизни достигаются именно нравственными усилиями, богоугодной религиозно-нравственной настроенностью человека. Именно источником благосостояния человека называется прежде всего благотворительность (ст. 17, сн. ст. 25), затем правда (ст. 18−19), благоговейная непорочность пред Богом (ст. 20−21). Вместе с тем противоположные пороки: немилосердие, коварство, жестокость, нечестие, являются источником гибели для повинных в тех пороках людей. Это, вообще, столь часто повторяющаяся, в книге Притчей, мысль о соответствии земного жребия человека его религиозно-нравственному достоинству (ср. Гал 6:8; 1Тим 4:8). В ст. 22, соответственно тому, в образном сравнении высказывается мысль о непристойности благолепия или, общее, блага для нравственного безобразия, которое от присоединения к нему изящной обстановки еще нагляднее являет свое ничтожество (ст. 22-й — пример так называемой эмблематической притчи). Ст. 23 представляет как бы заключительное обобщение предыдущих мыслей — о противоположности жизненных стремлений и чаяний праведных и нечестивых.
Притч 11:24. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
Притч 11:25. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
Притч 11:26. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
Высоко ценя щедрость и благотворительность, Премудрый устраняет здесь возможное у благотворителей опасение разорения, обеднения, — указывая на особое промышление Божие о благотворительных, у которых по мере большего развития щедрости увеличивается благосостояние (ст. 24−25, сн. Пс 111:9; 2Кор 9:9); напротив излишняя бережливость (ст. 24 б), а особенно неумеренная скупость, соединенная с жестоким равнодушием к нужде ближнего (26 а), не созидают благополучия человека. В ст. 26 а имеется в виду случай народного голода, когда случается, что корыстолюбивый торговец намеренно задерживает, не пускает в продажу своих запасов хлеба, чтобы после иметь большой барыш: участь таких алчных и немилосердных людей — проклятие со стороны народа (ср. Сир 5:4). В тексте LXX и слав. эта мысль усиливается посредством стоящего здесь в начале ст. 26 добавления: ὁ συνέχων σῖτον ὑπολείποιτο αὐτόν τοῖς ἕθνεσι, слав.: удержаваяй пшеницу оставит ю языком, — т. е. при возможном вторжении в страну неприятелей алчные хлеботорговцы, отказывавшие своим соотечественникам в насущном хлебе, сделаются со всем имуществом своим жертвой грабежа иноплеменных поработителей
Притч 11:27. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
Притч 11:28. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
Мысль ст. 27 с небольшим изменением была высказана выше — в Притч 10:24, а — ст. 28-го — в ст. 2 той же главы. Уподобление благосостояния праведника цветущему дереву (ст. 28) не раз встречается в Библии (Пс 1:3:91.13; Ис 66:14).
Притч 11:29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
«Получит в удел ветер», т. е. лишится (сн. Ис 26:18; Ос 8:7), расточительный и безумный и, вследствие бедности и разорения (Лев 25:39), принужден будет стать рабом более толкового, что, по мысли Премудрого, в порядке вещей (Притч 17:2).
Притч 11:30. Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.
Притч 11:31. Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
Плоды праведности — жизнь с ее благами (ст. 30, сн. Притч 3:18) убеждают всякого в действительности нравственного миропорядка. Тем бесспорнее страшное возмездие нечестивому (ст. 31). Ст. 31 по чтению LXX буквально и повторяется в 1Пет 4:18 в отношение к христианскому обществу.
комментарии Лопухина на притчи Соломона, 11 глава