Цари иудейские: 14-й — Манассия и 15-й — Амон
(Ср. 4Цар 21:1−26) 1−9. Время воцарения и продолжительность царствования Манассии; общий — нечестивый — характер первой половины его царствования; смешение истинного богопочтения с идолослужением. 10−13. Наказание Манассии пленом, раскаяние его и возвращение ему царства. 14−20. Укрепление Иерусалима, уничтожение идолов, возобновление законного богослужения и смерть Манассии. 21−25. Двухлетнее нечестивое царствование Амона и насильственная смерть его.
2Пар 33:1. Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме,
2Пар 33:2. и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
2Пар 33:3. и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему,
2Пар 33:4. и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно;
2Пар 33:5. и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня.
2Пар 33:6. Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его.
2Пар 33:7. И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек;
2Пар 33:8. и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея.
2Пар 33:9. Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.
2Пар 33:10. И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали.
Сн. (4Цар 21:1−16); Толков. Библия т. II. «На обоих дворах дома Господня» (ст. 5), т.е. внешнем и внутреннем (см. примеч. к (3Цар 6:36); Толков. Библия II). В (2Пар 33:6) прибавлено (в сравнении со ст. 6 4 книги Царств): «в долине сына Енномова», LXX ἐν γέ ге — непереведенное евр. слово, означ. «долина») Βενεννόμ, Vulg. in valle Benennom, слав.: «во удоли Веенномли». Высшим проявлением религиозного синкретизма Манассии было поставление резного идола Астарты в самом храме (ст. 7), причем одновременно, по-видимому, был вынесен из святого святых ковчег завета, водворенный туда обратно уже при внуке Манассии, благочестивом Иосии (2Пар 35:3). Некоторые исследователи на основании загадочной речи пророка Иеремии (Иер 3:16), признают даже вероятным, что Манассия уничтожил ковчег завета, но (2Пар 35:3), очевидно, предполагает его существование в царствование Иосии (см. у проф. А. Смирнова. Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его. Прибавл. к изд. Твор. св. отцов в русск. переводе 1887 г., ч. 40, с, 217).
Выражением того же широкого религиозного синкретизма Манассии было введение им — также в храм Соломонов — ассирийского культа светил (ст. 5). С последним связывают проникновение при Манассии в Иудею вавилонской мифологии, космогонии и космологии (см. там же, ст. 221−224). Такая измена царя и народа иудейского религии Иеговы неизбежно должна была вести за собой гибель царства Иудейского, как об этом ясно говорили современные Манассии пророки (ст. 10,18); сн. (4Цар 21:10−15). Но обличения эти не только не производили желаемого действия на царя и народ (ст. 10), но и вызвали со стороны первого кровавые преследования пророков (4Цар 21:16).
2Пар 33:11. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.
2Пар 33:12. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих.
2Пар 33:13. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог.
2Пар 33:14. И после того построил внешнюю стену города Давидова, на западной стороне Геона, по лощине и до входа в Рыбные ворота, и провел ее вокруг Офела и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем укрепленным городам в Иудее,
2Пар 33:15. и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город.
2Пар 33:16. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву.
2Пар 33:17. Но народ еще приносил жертвы на высотах, хотя и Господу Богу своему.
То, чего не могла произвести в Манассии пророческая проповедь, совершено было тяжким вразумлением Божьим этому царю в виде пленения его ассирийским царем и отведения в Вавилон: там, среди испытаний и скорбей плена, Манассия глубоко смирился перед Иеговой, покаялся в грехах идолослужения и, по молитве веры, был возвращен на царство в Иерусалим, где последние дни свои провел в укреплении города, уничтожении некоторых принадлежностей идолослужения и в восстановлении отправления культа Иеговы во всей чистоте и правильности (ст. 14−16). Это сообщение, находящееся только во 2 Паралипоменон и отсутствующее в 4 Царств, в новое время в западноевропейской библейской науке многократно подвергалось сомнению и отрицанию как лишенное будто бы не только исторической засвидетельствованности, но и внутренней вероятности. Говорят, что уже отсутствие известия о пленении и возвращении Манассии в 4 Царств, а также у пророка Иеремии делают это известие 2 Паралипоменон очень подозрительным: если бы при написании 4 Царств было известно что-либо подобное, то автор 4 Царств, конечно, внес бы это событие в свое повествование; а пророк Иеремия не только ничего не знает о вразумлении и обращении Манассии, но косвенно отрицает саму возможность этого факта, когда свидетельствует, что главным образом идолослужение Манассии вызвало пленение иудеев в Вавилоне и гибель Иудейского царства (Иер 15:4). К внутренним несообразностям рассматриваемого свидетельства 2 Паралипоменон относят частью упоминание в нем о Вавилоне как месте пленения Манассии, частью же — особенно -то, что, по этому свидетельству (ст. 15−16), реформу культа начал не Иосия, — как свидетельствуют 4 Царств XXII-XXIII и 2 Паралипоменон XXXIV, а уже Манассия. Весь рассказ (2Пар 33:11−16), говорят, есть простая аллегория судьбы Израиля, за грехи отведенного в плен и потом возвращенного на родину. Лично же с Манассией не было ничего подобного, и не могло быть: исправный данник ассирийских царей, он мирно свыше полстолетия царствовал в Иерусалиме на троне царей иудейских. Позднейший иудей — писатель кн. Паралипоменон — не мог примирить со своей верой в мздовоздаяние того, что преступнейший из иудейских царей дольше всех царей царствовал и умер ненаказанным. Эта антиномия и разрешалась для писателя кн. 2 Паралипоменон рассматриваемым рассказом, повод к которому, впрочем, могло подать предсказание пророка Исайи Езекии об отведении сынов его в Вавилон (4Цар 20:18); (J. Wellhausen, Prolegomena zur Geschichte Israels. 3-te A. Berlin 1886, s. 213; В. Stede, Geschichte des Volkes Israel, 1-ter Bd. Berlin, 1897,S. S. 639−64; ср. у проф. А.П. Смирнова, с. 228−229).
Но все эти возражения имеют лишь кажущуюся основательность. В самом деле, неупоминание в книгах Царств о факте пленения и возвращения Манассии отнюдь не может говорить против исторической достоверности этого факта: в весьма многочисленных случаях книга Паралипоменон восполняют повествования книг Царств новыми фактическими данными, почерпнутыми из документов летописных; в частности же, рассказ (4Цар 21:1−16) о царствовании Манассии так приметно отрывочен (ср. 4Цар 21:17−18), что естественно требует восполнения, которое и дает (2Пар 33:11−18). Пророк Иеремия в своем суровом приговоре о Манассии (Иер 15:4) мог иметь в виду первую, большую часть его царствования, пагубные следствия которой простирались на время, последующее за смертью Манассии. Что касается предполагаемых внутренних несообразностей рассказа, то они являются лишь плодом недоразумения библейских критиков, недоразумения, совершенно устраняемого новыми данными ассириологии: по свидетельству последней, пленение иудейского царя Манассии царем ассирийским, и именно в Вавилоне, является историческим фактом, стоящим выше сомнений (Ewald, Geschichte des Volkes Israel, 3 A. Bd. S. 729).
По ассирийским известиям, в числе данников ассирийского царя Ассаргаддана (689−661 гг.) состоял Манассия, царь иудейский (Minasi sar Jahudi); сын и преемник Асаргаддона Асурбанипал произвел жестокое усмирение составившейся было против него коалиции западно-азиатских царьков во главе с Самугом, братом Асурбанипала, и при участии египетского фараона. В числе этих царей, вассальных Ассирии, но возмутившихся против Асурбанипала, естественно предполагать Манассию иудейского, который был пленен победителем союза, и так как средоточием последнего был Вавилон (после Меродах-Валадана опять зделавшийся ассирийской провинцией — при Асаргаддоне), занятый было Самугом, то понятно, что водворявшийся в Вавилоне Асурбанипал велел привести Манассию не в Ниневию, а в Вавилон. Событие пленения Манассии обыкновенно относится к 647 г. до Р. Х. след., произошло на 51 -м году царствования Манассии за 4 года до его смерти (годы царствования Манассии, по принятой хронологии: 698−643 гг.).
Труднее понять, судя по исторически известным отношениям ассирийских царей к побежденным и плененным царям, факт возвращения Манассии из плена (продолжительность пленения нельзя представлять значительной; гадательно полагают ее не более года); однако чего-либо невозможного и здесь нет; 2 Паралипоменон указывает, ст. 12−13, на покаяние и обращение Манассии (памятником которого осталась молитва его, ср. ст. 18), как на внутреннюю причину помилования и возвращения Манассии; наряду с этим могло иметь место внешнее, благоприятное для него стечение обстоятельств — в виде, напр., какого-либо политического переворота в Ассирии. Что, во всяком случае, возвращение Манассии не было делом благоволения ассирийского царя, видно из того, что первым делом Манассии по возвращении было укрепление Иерусалима и других городов Иудей (ст. 14). По вопросу о плене и возвращении Манассии см., напр., у Kleinert'a — в Riehm. Handwortebuch der Alterthums. Bd. II, s.s. 962−963 (см. Толков. Библию т. II, с. 529).
О «второй» стене Иерусалима, начатой Езекией (2Пар 32:5) и лишь доконченной и сильнее укрепленной Манассией (ст. 14), см. замеч. к (2Пар 32:5). Часть города, обнимаемая этой стеной, называлась «второй» (евр. мишне ), (4Цар 22:14). О Гионе см. примеч. ко (2Пар 32:30). Об Офеле — см. примеч. ко (2Пар 27:3).
«Рыбные ворота» (евр. шаар (гад) дагим ), ср. (Неем 3:3; 12:39; Соф 1:10), находились в середине второй стены Иерусалима, на севере города, приблизительно на месте нынешних Дамасских ворот; названы были так, быть может, потому, что через них миряне провозили рыбу в Иерусалим (Неем 13:16).
Вместе с внешним укреплением своей столицы и своего царства Манассия, по возвращении из плена, прилагал особое попечение об удалении из храма и Иерусалима принадлежностей идолослужения (ст. 15) и о восстановлении правильного и благоговейного служения Иегове в храме Его (ст. 16). Но понятно само собой, что полвека косневшая в идолослужении масса народная не могла быть достаточно восприимчивой к благочестивым начинаниям царя и по-прежнему тяготела к культу высот, хотя бы и Иегове (ст. 17). И сама реформа Манассии — уже в силу краткости срока (от возвращения Манассии до смерти) — не могла быть ни сколько-нибудь полной, ни тем более глубокой, почему и потребовалась вскоре новая коренная реформа Иосии (ср. ст. 15 с (4Цар 23:5−15) ).
2Пар 33:18. Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых.
2Пар 33:19. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему, и все грехи его и беззакония его, и места, на которых он построил высоты и поставил изображения Астарты и истуканов, прежде нежели смирился, описаны в записях Хозая.
2Пар 33:20. И почил Манассия с отцами своими, и похоронили его в доме его. И воцарился Амон, сын его, вместо него.
Здесь, в ст. 18 и 19, названы источники сведений для истории царствования Манассии, именно: а) источник общего характера — «записи царей Иэраилевых», содержавшие обличения прозорливцев к Манассии (см. 4Цар 21:10−15); б) источник частного характера — «записи» некоего пророка «Хозая», изображавшие все проявления нечестия Манассии (ст. 19). LXX слав., вместо одного лица, видят здесь — в имени Хозай — собирательное: прозорливцы (евр. хозим ) — LXX ἐπὶ τῶν λόγων τῶν ὁρώντων, слав.: «в словесех провидящих». Но вероятнее видеть здесь ссылку на источник частного характера — произведение отдельного пророка, подобно тому, как такие же ссылки на писания отдельных лиц встречались нам и ранее во 2 Паралипоменон, как-то: Ахия и Иоиля (2Пар 9:29); Самея и Аддо (2Пар 12:15); Адды (2Пар 13:22). В сирском переводе стоит Напал, в арабском Saphan; в) наконец — не сохранившаяся в евр. Библии — «молитва» тефилла, προςευχή, oratio-obsecratio) Манассии — очевидно, покаянного характера («молитва его и то, что Бог внял ему» ст. 19). Взамен не сохранившегося подлинного текста этой молитвы, греческий и др. переводы Библии имеют неканоническую молитву Манассии, помещаемую в греч. Библии в конце Псалтири в числе 14 песней, извлеченных из разных мест Св. Писания, а в слав.-русской — следующую непосредственно после последней 36-ой главы 2 Паралипоменон. В таком виде молитва Манассии — позднейшего происхождения (в ней отмечают, как несоответствующую библейскому воззрению и учению мысль (ст. 8) о том, что патриархи не имели нужды в покаянии). Но составление ее приурочивалось к данному упоминанию «молитвы» во (2Пар 33:18−19). Проф. А.А. Олесницкий вместо евр. тефилла, молитва, читает здесь: тифла, безумие, дерзость, — и замечает: «Что же касается молитвы Манассии, упоминаемой в цитате по принятому чтению (theph Ilah), то она внесена в цитату по позднейшей корректуре, после появления известной апокрифической молитвы Манассии» («Государственная летопись царей иудейских». Труды Киев. Дух. Акад. 1879, №8, с. 455).
Но допускаемая здесь поправка не имеет опоры в текстуальном предании, и естественнее, кажется, объяснить составление молитвы на основании общего упоминания о ней в Библии, чем тенденциозную корректуру текста — на основании составленной молитвы.
Несмотря на неканонический характер, молитва Манассии является выражением горячего религиозного чувства, глубокого покаяния и уничижения, и потому в богослужении правосл. церкви употребляется в качестве образца покаянной молитвы (Последов. Великого Повечерия).
Погребен был (ст. 20) Манассия в саду некоего Уззы, которого некоторые отожествляют с царем Озией (сн. (4Цар 21:18); Толков. Библия т. II).
2Пар 33:21. Двадцати двух лет был Амон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме.
2Пар 33:22. И делал неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и всем истуканам, которых сделал Манассия, отец его, приносил Амон жертвы и служил им.
2Пар 33:23. И не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, Амон умножил свои грехи.
2Пар 33:24. И составили против него заговор слуги его, и умертвили его в доме его.
2Пар 33:25. Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Амона, и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него.
О царствовании 15-го иудейского царя, сына и преемника Манассии — Амона (по многим код. LXX и у И. Флавия: Ἀμώς), весьма кратковременном и очевидно бессодержательном, 2 Паралипоменон сообщает те же сведения, что и (4Цар 21:19−26); см. Толков. Библию, т. II, с. 530.
комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон, 33 глава