1−2. Богоугодный характер царствования Иоаса до смерти первосвященника Иодая. 4−14. Исправление повреждений в храме. 15−18. Смерть Иодая и появление язычества в Иудее. 19−22. Пророческие обличения и побиение камнями за них сына Иодая Захарии. 23−27. Нашествие сирийцев; болезнь и насильственная смерть Иоаса.
2Пар 24:1. Семи лет был Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Цивья из Вирсавии.
2Пар 24:2. И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника.
Рассказ 2 Паралипоменон о царствовании Иоаса, именно главных моментах этого царствования: реставрации храма (ст. 4−14), женитьбе царя (ст. 3), развращении народа и преступлении царя по смерти Иодая (ст. 15−22), наконец, о нападении сирийцев на Иудею (ст. 23−24) и подробностях его кончины (ст. 25−27), по содержанию и изложению значительно разнится от параллельного рассказа 4 Царств XII гл. Только ст. 1−2 представляют дословное сходство со (4 Цар. 12:1−2). В последующем рассказе преимущество подробности, цельности и летописной документальности, очевидно, заключается на стороне 2 Паралипоменон.
2Пар 24:3. И взял ему Иодай двух жен, и он имел от них сыновей и дочерей.
Известие о женитьбе Иоаса, при содействии Иодая, на двух женах, находится только во 2 Паралипоменон. Принятый текст LXX (а также код. Александр. и некоторые другие) вместе с арабск. перев. и некоторыми евр. раввинами, выражают ту мысль, что сам Иодай взял себе двух жен. Но такое несогласное уже с контекстом главы (вся гл. XXIV рассказывает об Иоасе, а жизнь и деятельность Иодая вводятся в рассказ лишь эпизодически), заключает в себе и очевидную несообразность ввиду престарелого возраста Иодая. Справедливо поэтому в других списках LXX, напр. код. 71,93,108 у Гольмеса, Комплют., как и в Вульг. сирск.-слав.-русск. говорится о женитьбе Иоаса.
2Пар 24:4. И после сего пришло на сердце Иоасу обновить дом Господень,
2Пар 24:5. и собрал он священников и левитов и сказал им: пойдите по городам Иудеи и собирайте со всех Израильтян серебро для поддержания дома Бога вашего из года в год, и поспешите в этом деле. Но не поспешили левиты.
2Пар 24:6. И призвал царь Иодая, главу их, и сказал ему: почему ты не требуешь от левитов, чтобы они доставляли с Иудеи и Иерусалима дань, установленную Моисеем, рабом Господним, и собранием Израильтян для скинии собрания?
2Пар 24:7. Ибо нечестивая Гофолия и сыновья ее разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов.
2Пар 24:8. И приказал царь, и сделали один ящик, и поставили его у входа в дом Господень извне.
2Пар 24:9. И провозгласили по Иудее и Иерусалиму, чтобы приносили Господу дань, наложенную Моисеем, рабом Божиим, на Израильтян в пустыне.
2Пар 24:10. И обрадовались все начальствующие и весь народ, и приносили и клали в ящик дотоле, доколе он не наполнился.
2Пар 24:11. В то время, когда приносили ящик к царским чиновникам чрез левитов, и когда они видели, что серебра много, приходил писец царя и поверенный первосвященника, и высыпали из ящика, и относили его и ставили его на свое место. Так делали они изо дня в день, и собрали множество серебра.
2Пар 24:12. И отдавали его царь и Иодай производителям работ по дому Господню, и они нанимали каменотесов и плотников для подновления дома Господня, также кузнецов и медников для укрепления дома Господня.
2Пар 24:13. И работали производители работ, и совершилось исправление руками их, и привели дом Божий в надлежащее состояние его, и укрепили его.
2Пар 24:14. И кончив все, они представили царю и Иодаю остаток серебра. И сделали из него сосуды для дома Господня, сосуды служебные и для всесожжений, чаши и другие сосуды золотые и серебряные. И приносили всесожжения в доме Господнем постоянно во все дни Иодая.
Сн. (4Цар 12:5−16). В данном разделе есть несколько дополнительных сведений к тем фактам, которые приведены в 4 Царств XII гл. об устройстве работ по исправлению и улучшению храма. Из сведений этих мы видим, как опустился нравственный уровень священников, в руках которых сосредоточивались приношения серебра в храм Господень и которые растрачивались ими. (Властов. Священная летопись. Т. IV, ч. III, с. 189). Деньги для реставрации храма, по словам царя Иоаса, должны были составиться от регулярного сбора «дани, установленной Моисеем... для скинии собрания» (ст. 5−6,9), т.е. выкупного полсикля, обязательно вносимого всяким мужчиной, достигшим двадцатилетнего возраста и поступающим в народное исчисление, так называемого «выкупа душ» по закону (Исх 30:13−16), см. Толков. Библию т. I. При Моисее «каждый, заплативший этот налог, участвовал в постройке скинии, в том общем деле, которое создавало религиозное и политическое единство нации» (Властов, Священная летопись, т. II. 1878, с. 211). И хотя в книге Исход не сказано, что это ежегодная дань, но очевидно, ее считали такой (ср. (Неем 10:32−33; Мф 17:24); И. Флавий. Иуд Древн. III, 8,2. Властов. Священная леюпись. Т. IV, с. 189. Примеч. 15). К деньгам от подушного оклада могли присоединяться и выкупные деньги от лиц, посвятивших себя на служение храму, взамен действительной службы их при нем (Лев 27:1−7), а равно и пожертвования на храм (ср. (Исх 25:2; 35:5,21) см. Толков. Библию т. I, II). При этом по (2Пар 24:5,9) священники и левиты должны были не только на месте, при храме, принимать все эти денежные поступления (4Цар 12:5), но и обходить для этой цели не Иерусалим только, но и всю Иудею. Кроме того, ввиду недостаточной энергии священников и левитов в этом деле (4Цар 12:6−7) устроена была особая кружка при воротах храма (при северных воротах внутреннего двора) для приема пожертвований (ст. 8), приток которых затем быстро начался (ст. 10). Это был «первый исторический кружечный сбор, получивший затем большое развитие во втором Иерусалимском храме» (проф. А. А. Олесннцкий. Ветхозаветный храм, с. 355).
Сообщение ст. 14 о том, что рабочими, после всех работ по ремонту храма, из остального серебра сделаны были разные сосуды храма, по-видимому, стоит в противоречии с (4Цар 12:13−14), где говорится, что из пожертвованного серебра не делали никаких сосудов. Но кажущееся противоречие без труда объясняется тем, что царь и первосвященник не делали сосудов по своему распоряжению; рабочие же, по окончании исправления пожертвовали, от своего усердия, часть серебра, из которого, по их желанию, сделаны были некоторые вещи (проф. Гуляев, с. 553). Таким образом, отрицание 4 кн. Царств и утверждение кн. Паралипоменон относятся к разным моментам одного и того же факта и оба совершенно справедливы.
2Пар 24:15. И состарился Иодай и, насытившись днями жизни, умер: сто тридцать лет было ему, когда он умер.
2Пар 24:16. И похоронили его в городе Давидовом с царями, потому что он делал доброе в Израиле и для Бога, и для дома Его.
2Пар 24:17. Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их.
2Пар 24:18. И оставили дом Господа Бога отцов своих и стали служить деревам посвященным и идолам, — и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их.
2Пар 24:19. И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали.
2Пар 24:20. И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас.
2Пар 24:21. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя [Иоаса], на дворе дома Господня.
2Пар 24:22. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!
Здесь находим весьма важные сведения, существенно дополняющие и объясняющие отрывочный рассказ 4 Царств XII гл. о второй половине и конце царствований Иоаса. Погребение Иодая с царями (ст. 16), т.е. в царских гробницах Иерусалима, мотивируется теми заслугами благу, как государственному, так и религиозному, какие оказал Иудее («Израиль» ст. 16, как и в (2Пар 23:2) — в общем смысле: народ Божий) первосвященник Иодай. Им именно, как видно из ст. 17−18, держалось в Иудее истинное богопочтение, и с его смертью в Иудейском царстве, под влиянием преданных язычеству вельмож, началось открытое идолослужение.
Для обличения последнего Иегова восставлял теперь многих пророков (ст. 19−20,27), в числе которых (ср. выше (2Пар 20:14) ) был и сын и преемник Иодая первосвященник Захария, всенародно обличивший в храме царя и народ в отступничестве и предвозвестивший им наказание. За это он, по приказанию царя, не вспомнившего при этом благодеяний Иодая, был побит камнями во дворе дома Господня (ст. 19−21).
Об убиении некоего «Захарии, сына Варахиина» (Мф 23:35), между жертвенником их храмом (Лк 11:51), говорил и Господь Иисус Христос в обличении книжников и фарисеев, таивших в сердцах своих план убийства Его. «Убиение первосвященника, глаголавшего по повелению Духа Божьего слова увещания тому народу, среди которого должен быть родиться Мессия, и тому царю, который был потомком Давида и в роде во плоти Сын Божий, — конечно, имеет высокое пророческое и преобразовательное значение по отношению к грядущим священным событиям убиения Христа Спасителя тем же народом за то, что Он глагол словеса благодати и истины» (Властов, Священная летопись, т. IV, ч. II, с. 192). Поэтому весьма многие, древние и новые, толкователи полагали и полагают, что Господь в (Мф 23:35; Лк 11:51) говорит именно о Захарии (2Пар 24:20−22) — ветхозаветном мученике и исповеднике Иеговы. Издавна, впрочем, возбуждали сомнение две разности сопоставляемых здесь мест. 1) В (Мф 23:35) Захария назван «сыном Варахииным"(а не Иодая). 2) По (Мф 23:35; Лк 11:51) Захария убит был «между храмом и жертвенником» — на месте, считавшемся наиболее важным и самым священным после храма (ср. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 321), — тогда как по (2Пар 24:21) убиение Захарии совершилось «на дворе дома Господня». Правда, разности эти не столь существенны, чтобы могли затруднять отожествление Захарии Евангелия с Захарией 2 Паралипоменон. Слов «сына Варахиина» вовсе нет в Евангелии Луки; нет их и в некоторых древних рукописях Ев. Матфея, напр., по Тишендорфу, — в Синайском кодексе Ев. (Novum Testamentum graece. Recensuit Constantinus de Tischendorf Lipsiae. 1896, p. 44). По свидетельству же блаженного Иеронима к (Мф 23:35) в Евангелии Матфея, которым пользовались назореяне, вместо слов: «сына Варахиина» стояли слова «сына Иодая». Еще менее существенна разность в определении места убийства: вполне возможно, что Господь точнее и ближе определяет и поясняет общее и неопределенное указание 2 Паралипоменон. Тем не менее уже в древности, в евангельском Захарии пытались видеть и других лиц этого имени, как-то: одного из малых 12-ти пророков (Зах 1:1) или отца Иоанна Крестителя (см. Твор. блаж. Иеронима, рус. перев. ч. 16: Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Киев. 1901, с. 244−245).
2Пар 24:23. И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск.
2Пар 24:24. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд,
2Пар 24:25. и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах.
2Пар 24:26. Заговорщиками же против него были: Завад, сын Шимеафы Аммонитянки, и Иегозавад, сын Шимрифы Моавитянки.
Наказанием за преступления Иоаса явились: частью нашествие сириян на Иудею и Иерусалим (ст. 23−24) сн. (4Цар 12:18−19), а затем тяжкая болезнь Иоаса и насильственная смерть его от руки заговорщиков (ст. 25−26) сн. (4Цар 12:20−21). Во 2 Паралипоменон причинная связь этих бедствий с нечестием и преступлениями царя очевидна; оттого и сам рассказ полнее и понятнее, чем в 4 Царств XII, где нет упоминания с нечестии Иоаса. В данном случае, как и во многих других, кн. Паралипоменон представленный кн. Царств остов исторических известий восполняет жизненным содержанием и прагматической связью. Погребен был Иоас, подобно Иораму (2Пар 21:20), вне царских гробниц.
2Пар 24:27. О сыновьях его и о множестве пророчеств против него и об устроении дома Божия написано в книге царей. И воцарился Амасия, сын его, вместо него.
Подробности об Иоасе и царствовании его содержались «в книге царей», евр.: бемидрашгамелахим, LXX ἐπὶ τὴν γραφὴν τῶν βασιλέων. Vulg. in libro regum, слав.: «в летописце царстем». Еврейское «мидраш» (ср. 2Пар 13:22) на языке послепленного иудейства означало толкование, комментарий на какую-либо книгу библейскую или часть ее (напр., «Мидраш Мехильта» — толкование на часть кн. Исход, «Мидраш Сифра» — на кн. Левит и др.), нередко с преобладанием аллегорических изъяснений (ср. Cleric ad 2 Paral. XIII, 22). В данном случае можно разуметь пророческую послепленную или еще раннейшую обработку истории царей иудейских, служившую вместе с каноническими книгами Царств источником при составлении кн. Паралипоменон (StadëGesch. d. Volc. Israel. I, s. 84. Ср. у проф. П.А. Юнгерова. Происхождение и историчность кн. Паралипоменон, с. 16−17).
комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон, 24 глава