1−22. Война Авии царя иудейского с Иеровоамом I, израильским.
2Пар 13:1. В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою.
2Пар 13:2. Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом.
Сн. (3Цар 15:1−2) (Толков. Библия II. с. 477) и (2Пар 11:20) (ср. замечание к последнему месту).
2Пар 13:2. Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом.
2Пар 13:3. И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых.
«Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего, (3Цар 15:3), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесниций. Государственная летопись царей Иудейских, Тр. Киев. Д. Акад. 1879, № 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Паралипоменон о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и (3Цар 15:6) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Паралипоменон о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск — 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (ст. 3) ср. (2Пар 25:5−6) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) — 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков — могли, напр., попасть сюда из (2Цар 24:9) (перепись при Давиде) или из (2Пар 25:5−6) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере евр. код, 180 у Кенник. читает вместо «четыреста тысяч»: четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.
2Пар 13:4. И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне!
2Пар 13:5. Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли [вечному]?
2Пар 13:6. Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего.
2Пар 13:7. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращенные, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем и не устоял против них.
2Пар 13:8. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество, и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами.
2Пар 13:9. Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов.
2Пар 13:10. А у нас — Господь Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.
2Пар 13:11. И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего, а вы оставили Его.
2Пар 13:12. И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас. Сыны Израилевы! не воюйте с Господом Богом отцов ваших, ибо не получите успеха.
Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине (ст. 5−8) и во второй (9−12 ст.), причем в первой Авия говорит как царь — потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что, по свидетельству (3Цар 15:3), Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы; признают, наконец, неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, — как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме. Гора Цемараим (LXX Σομόρων Σομαρίμ, слав.: «Сомори», Vulg. Somenon)e горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (Нав 18:22), ср. Толков. Библия IÏ упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomast. 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, Историч. книги, с. 524). «Завет соли», LXX διαθήκη ἀλός, Vnlg. pactum salis, т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в (Чис 18:19) ср. (Лев 2:13), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. Толков. Библия т. I, с. 524). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом «соль» служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским (причем общее выражение этот завет находил в жертве: отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве (Лев 2:13); в частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве (Чис 18:19) и в теократической царской власти (2Пар 13:5). — Ровоам называется (ст. 7) «молодым и слабым сердцем» не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год), (3Цар 14:21; 2Пар 12:13), а по неопытности в государственном управлении. См. Толков. Библия т. II, с. 470.
Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. (2Пар 11:14−15), ср. (3Цар 12:31). Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, — способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в (Исх 29:1−9) и (Лев 8:1−13) посвящения священников рода Ааронова, — а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы, и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Ааронаи вообще не из колена Левиина (3Цар 12:31) сн. д. ст. 10. В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. ст. 11−12) с (Исх 27:21; 8:35,24:4,6; Чис 10:9; 14:41; Втор 20:4).
2Пар 13:13. Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их.
2Пар 13:14. И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами.
2Пар 13:15. И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды.
2Пар 13:16. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им.
2Пар 13:17. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных.
2Пар 13:18. И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих.
Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олвсннцкого (Цит. соч., с. 424), «есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников (ст. 14); сн. (Чис 10:9) и победные клики войска иудейсжого близко напоминают обстановку падения Иерихона (Нав 6:3−20).
2Пар 13:19. И преследовал Авия Иеровоама и взял у него города: Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от нее города, и Ефрон и зависящие от него города.
О положении Вефиля (Быт 28:19) и др. см. Толк. Библию т. I и т. II, с. 312 и 472. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов (3Цар 12:29), было явным свидетельством для обеих враждующих корон богопротивности этого культа. — Иешана (ср. 1Цар 7:12) — город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, — Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина — древнего Вефиля. Ефрон или Ефраим (Ин 11:54), Onomast. 459 и 183 — город Вениаммнова колена к северо-востоку от Вефиля (по Евсевию, в 5 милях от Вефиля и в 20 — от Иерусалима); теперь Ет-Тайнбе. Вместе с городами заняты были и пригороды (с евр. «дочери») каждого (ср. Нав 15:45).
2Пар 13:22. Прочие деяния Авии и его поступки и слова описаны в сказании пророка Адды.
Царствовал Авия неполных З года (Толков. Библия II, 476). О хронологических датах мира и войны царя Асы с Ваасою (2Пар 15:19; 16:1) см. замеч. к (3Цар 15:16−22). Толков. Библия т. II. События царствования Асы, рассказанные в З кн. Царств (3Цар 15:9−24) в нескольких стихах, во 2 Паралипоменон обнимают целые три главы (XIV-XVI), вследствие добавлений фактически документального характера.
комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон, 13 глава