1−12. Отступление Ровоама от Иеговы и наказание нашествием египтян; временное раскаяние Ровоана. 13−16. Продолжительность и общий характер царствования Ровоама, его преемник.
2Пар 12:1. Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним.
Неверность Ровоама Иегове (сн. ст. 5 и 14) подробнее изображена в (3Цар 14:21−24) Толков. Библия II, 476.
2Пар 12:2. На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, — потому что они отступили от Господа, -
2Пар 12:3. с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам;
2Пар 12:4. и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму.
О нашествии Сусакина, как наказании за беззакония Роеоама, говорится и в (3Цар 14:25−26) (см. Толков. Библию II, 476), но во 2 Паралипоменон рассказ этот является восполненным несколькими частностями. Так показана (ст. 3) численность колесниц (1 200) и всадников (60 000) войска Сусакимова, а также отмечен разноплеменный состав этого войска: кроме собственно египтян, в нем были еще представители других народностей, очевидно африканских, подчиненных Египту: «Ливитяне, Сукхиты и Ефиопляне». Ливийцы (евр.: лувим или легавим ), (Быт 10:13; Наум 3:9; Дан 11:43) обитали по северному побережью Африки, вблизи нынешнего Алжира и далее к востоку (ср. Толков. Библия т. I, с. 326). Ефиоплянами (евр.: кутим ) обычно называются в Библии жители страны, соответствовавшей нынешней Нубии и Абиссинии, хотя иногда это имя означает территорию и народность к северу от Персидского залива. (См. Толков. Библию т. I, с. 325; т. II, с. 524). «Сукхиты» евр.: сухкиим, недостаточна известны LXX, Vulg. слав.: «Троглодитяне», обитатели пещер и шатров, по наиболее принятому мнению, — кочевое племя на западном берегу Чермного моря (родственное ефиоплянам).
2Пар 12:5. Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму.
2Пар 12:6. И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь!
2Пар 12:7. Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима;
2Пар 12:8. однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным.
О деятельности пророка Самея — современника и бытописателя Ровоама (ст. 15), об обличительной проповеди этого пророка и благотворных последствиях этой проповеди известие находится также только во 2 Паралипоменон и имеет все признаки документального свидетельства очевидца или участника событий пророка.
2Пар 12:9. И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; всё взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон.
2Пар 12:10. И сделал царь Ровоам, вместо их, щиты медные, и отдал их на руки начальникам телохранителей, охранявших вход дома царского.
2Пар 12:11. Когда выходил царь в дом Господень, приходили телохранители и несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей.
Буквальное повторение (3Цар 14:25−28) (ср. Толков. Библия II, 476).
2Пар 12:13. И утвердился царь Ровоам в Иерусалиме и царствовал. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который из всех колен Израилевых избрал Господь, чтобы там пребывало имя Его. Имя матери его Наама, Аммонитянка.
2Пар 12:14. И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа.
2Пар 12:15. Деяния Ровоамовы, первые и последние, описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца при родословиях. И были войны у Ровоама с Иеровоамом во все дни.
2Пар 12:16. И почил Ровоам с отцами своими и погребен в городе Давидовом. И воцарился Авия, сын его, вместо него.
Сн. (3Цар 14:21,31).
комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон, 12 глава