Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 8 глава

Новой Женевской Библии


8:5 поставь над нами царя. Справедливые сами по себе (см. ст. 1−3) причины, которыми старейшины обосновывали необходимость поставить над Израилем царя, оказались лишь предлогом; на самом деле израильтянами двигало желание стать «как прочие народы» (ср. заключительные слова данного стиха и ст. 20).

чтобы он судил нас. Другое возможное прочтение: «чтобы он вел нас».

8:7 не тебя они отвергли. Услышав слова старейшин о том, что нужен царь, который бы судил народ Израиля (см. ком. к ст. 5), Самуил счел, что они выступали лично против него (ст. 6). Однако, как указал ему Господь, за выступлением старейшин стояло гораздо большее нечестие.

отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Греховность требования старейшин связана не с идеей воплощаемой человеком царской власти как таковой, ибо, как известно, приход земного царя на престол Израиля предвосхищался еще задолго до описываемого момента (см. ком. к 2:10), но с тем, что, высказывая такое требование, старейшины нарушали заветные отношения с Богом (см. Чис 23:21; Втор 33:5 и ком.). Как явствует из слов Самого Господа, приводимых в данном стихе и в следующем за ним, старейшины Израиля согрешили тем, что пожелали вместо Царя Господа иметь царем себе подобного (10:17−19; 12:12−20).

8:10 народу, просящему у него царя. Уже во второй раз в Первой книге Царств встречается ситуация, когда о человеке «просят». В ответ на первую просьбу (просьбу Анны) был дан Самуил. На вторую же будет дан Саул.

8:11 вот какие будут права царя. Злоупотребления, о которых говорится в ст. 11−17, имели место у соседних с Израилем народов.

к колесницам. См. 2Цар 8:4; 2Цар 15:1; 3Цар 4:26; 3Цар 10:26−29.

будут они бегать пред колесницами его. Ср. как поступали Авессалом (2Цар 15:1) и Адония (3Цар 1:5).

8:12−14 тысяченачальниками и пятидесятниками... поля ваши и виноградные и масличные сады ваши. См. ком. к 22:7.

8:15−17 возьмет десятую часть. Требуя себе десятую часть урожая, царь либо присвоит то, что принадлежит Богу (см. Лев 27:30−32; Втор 14:22,28), либо возложит на плечи народа груз новых податей.

8:18 не будет Господь отвечать вам. Исходя из последствий описанных здесь событий, предпочтение Израилем земного царя Господу в религиозном смысле равнозначно отвержению Господа во имя поклонения ложным богам (Суд 10:10−14).

8:20 как прочие народы. См. ком. к ст. 5.

вести войны наши. Данные слова явно противопоставлены выражению «войны Господни» (18:17; 25:28).

8:22 послушай голоса их, и поставь им царя. Господь не противодействует свободному волеизъявлению Своего народа. По милости Своей Он готов дать народу царя и благословить его, но этот царь будет не таким, каким он представляется народу (см. ком. к 10:1,7). Поскольку в данной ситуации воцарение земного царя сопряжено с изменой Богу, Израилю предстоит пострадать в его правление так же, как страдали под своими царями прочие народы.

комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 8 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.