2:1−10 Молитва Анны о даровании ей сына была услышана Господом, и она, исполнив данный ею обет, возносит Ему ликующую песнь благодарения. Воспевая в ней всемогущество Божие и Его милость к смиренным духом, Анна открывает основные темы книг Царств. Темы всемогущества Божиего, Его милости и спасительной помощи Своему народу снова звучат в конце Второй книги Царств (гл. 22) в благодарственной песне Давида. Эти две песни, таким образом, представляют собой своего рода поэтическое обрамление первых двух книг Царств. Однако тематическая преемственность не ограничивается пределами этих книг и даже пределами ВЗ — новозаветная благодарственная песнь Марии («Величит душа Моя Господа», Лк 1:46−55) продолжает хвалу, воспетую Анной: обе песни начинаются ликующими словами о Боге Спасителе (ст. 1; Лк 1:46−48), в обеих превозносятся единство и святость Божий (ст. 2; Лк 1:49−50), порицается надменная гордыня (ст. 3; Лк 1:51), отмечается переменчивость человеческих судеб, объясняемая их зависимостью от всесильного Божественного вмешательства в их ход (ст. 4−8; Лк 1:52−53), а также постоянная забота Господа о тех, кто хранит Ему верность (ст. 9; Лк 1:54−55). В последнем стихе своей песни Анна говорит о том, что, хотя человек и бессилен перед Богом, Сам Бог укрепит и придаст силы Своему царю, Своему помазаннику (ст. 9 и 10). Подобно большинству древнееврейских псалмов, благодарственная песнь Анны составлена таким образом, что абстрактные выражения в ней явно преобладают над конкретными деталями, — благодаря этому, как и псалмы, она не привязана жестко к одному какому-то случаю, но могла исполняться в самых разных ситуациях.
2:1 молилась Анна. В тексте не содержится никаких указаний на то, была ли благодарственная песнь сочинена самой Анной, или же она просто применила к своему случаю уже существовавший псалом.
рог. Метафора со значением чести, славы, хвалы. В 2Цар 22:3 Давид, восхваляя Господа, говорит о Нем: «щит мой, рог спасения моего».
2:2 нет твердыни. Это слово обозначает силу и всевластие Божий и передает идею уверенности, безопасности и спасения всех, кто полагается на Него.
2:3 Господь есть Бог ведения. Очевидно, в данном случае речь идет о «ведении» Богом истинной природы человеческих поступков (Нав 22:22; Пс 43:22; Пс 93:11), но одновременно может подразумеваться и Его абсолютная власть унизить или возвысить человека (ср. ст. 7).
2:5 рождает семь раз. Анна родила только шестерых детей (ст. 21). Число «семь» воплощает в себе идеал полноты и завершенности (Руфь 4:15).
2:6 Господь... низводит в преисподнюю и возводит. Ср. Втор 32:39 и Пс 29:4.
2:9 не силою крепок человек. Успех человеку приносят не его личные сила и отвага, а сопутствование ему Господнего благоволения. Наиболее зримый пример этого — избрание Богом Давида, младшего из сыновей Иессея (гл. 16) и победа Давида над гигантом из войска филистимлян (гл. 17) и др.
2:10 царю Своему. Упоминание о царе Господнем предрекает центральное для первых двух книг Царств событие — установление в Израиле монархической формы правления, подразумевая тем самым, что идея царской власти, при условии правильного понимания ее природы, не несет в себе ничего плохого. О том, что Израиль рано или поздно будет иметь над собой царя, неоднократно говорится в Пятикнижии (напр., Быт 49:10; Чис 24:7,17−19; Втор 17:14−20).
помазанника Своего. Священное помазание в древнем Израиле свершали над священниками (Исх 30:22−33), но в конце концов титул «помазанника Божиего» или просто «помазанника» закрепился за царями. Помазание означало освящение и наделение полномочиями на божественное служение. Кроме того, помазание обещало вставшему на божественное служение помощь свыше для достойного исполнения его. «Помазанник Божий» — наиболее часто употребляемый в книгах Царств (напр., 1Цар 2:35; 1Цар 12:3,5; 1Цар 16:6; 1Цар 24:6) и Псалтири (напр., Пс 2:2 и 17:51) царский титул. В данном стихе — первый случай такого употребления, хотя представление о помазании царя засвидетельствовано уже в притче Иофама (Суд 9:8,15). Транслитерацией древнееврейского слова, обозначающего «помазанник», является вошедшее в европейские языки слово «мессия». То же значение имеет и греческое Христос.
2:12 не знали. В древнееврейском тексте здесь использовано то же слово, что и в 3:7, благодаря чему возникает противопоставление сыновей Илия юному Самуилу.
2:13 долга священников. См. Лев 7:28−36; Втор 18:3.
2:15 прежде, нежели сожигали тук. Со времени приношения Авелем «от первородных стада своего и от тука их» (Быт 4:4) тук, т.е. жир, считался лучшей частью жертвенного животного. В качестве лучшей части он, естественным образом, предназначался Богу. Священникам предписывалось сжигать тук на жертвеннике, производя этим приятное Господу благоухание (Лев 3:16; Лев 7:31). Употреблять же его в пищу, как и кровь, строжайше воспрещалось (Лев 3:17; ср. 7:33; Иез 39:19; Иез 44:7,15); о тех, кто вздумал бы нарушить этот запрет, сказано: «истребится душа та из народа своего» (Лев 7:25).
2:18 Отрок же Самуил. Злоупотреблениям сыновей Илия противопоставляете благочестивое служение как Самуила, так и самого престарелого Илия, должным образом благословляющего Елкану и его жену (ст. 20).
льняной ефод. Своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им обязанностей в храме (ср. 22:18). Ефод, в частности, был на царе Давиде во время торжественного перенесения ковчега завета в Иерусалим (2Цар 6:14; см. ком. к 2:28).
2:19 Верхнюю одежду. Поверх льняного ефода священники надевали особого рода верхнюю одежду, в ношении которой также заключался некий сакральный смысл. Данное место — не единственное в книге упоминание об одежде Самуила. Так, например, когда Саул отрывает кусок одежды пророка, тот объясняет это происшествие как знамение того, что Господь отторгнет от Саула его царство (15:27−28). В 28:14 Саул узнает Самуила, когда ему сообщают о «престарелом муже, одетом в длинную одежду» (см. ком. к 19:24).
2:20 даст тебе Господь... ты отдал Господу. Эти слова Илия перекликаются со словами Анны (1:27−28). Оба слова имеют основу, от которой образовано им «Саул» (см. Введение: Характерные особенности и темы).
2:21 возрастал у Господа. Это же древнееврейское выражение, использовано в ст. 26 в составе фразы: «в благоволение у Господа и у людей».
2:22 слышал все. Илий знал, но бездействовал.
спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. Сакральная проституция однозначно возбранялась Господом (Втор 23:17−18), но несмотря на это продолжала практиковаться представительницами коренного населения Ханаана, из-за чего израильтяне постоянно рисковали навлечь на себя гнев Божий (3Цар 14:23−24; 3Цар 15:12; 4Цар 23:7; Ос 4:14).
2:25 помолятся о нем Богу. Когда речь идет о заступничестве за согрешившего против ближнего своего, тогда оно может способствовать прощению провинившегося, но у согрешившего против самого Бога на прощение нет никакой надежды (за исключением отдельных экстраординарных ситуаций вроде описанной в Исх 32:7−14). Грехи сыновей Илия были обращены в первую очередь именно против Бога (ст. 17), и поэтому они были заведомо обречены.
Господь решил уже предать их смерти. Это утверждение всевластия Божиего не противоречит положению о свободе человеческой воли и о сопряженной с этой свободой ответственностью. Классическим для Библии примером взаимодействия Божиего всевластия и человеческой свободы воли являются неоднократные упоминания в книге Исход об ожесточении сердца фараона. Для ситуации с дурными людьми верным, по всей видимости, является следующий принцип: если человек грешит последовательно, при этом целиком осознавая свою греховность, Бог рано или поздно лишает его способности перемениться (Нав 11:20; Рим 1:24,26,28).
2:26 приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. Слово «возраст», значение которого не ограничивается здесь физическим взрослением, прообразует тему, позже получающую развитие в противопоставлении Саула и Давида (см. ком. к 9:2). Данная фраза, помимо прочего, привлекла внимание евангелиста Луки (2:52), посчитавшего ее подходящей для описания взросления Христа (ср. Притч 3:4).
2:27 человек Божий. Это словосочетание используется, как правило, наравне со словом «пророк» (см., напр., 9:8−11; 3Цар 13:15−18; 4Цар 5:8; 4Цар 6:10−12), или даже вместо слова «посланник (ангел)» (Суд 13:3−6).
дому отца твоего... в Египте. Генеалогии Илия в ВЗ не приводится, однако из ст. 28 можно заключить, что он являлся потомком Аарона. То обстоятельство, что Бог открыл Себя предкам Илия и из всех колен Израиля именно их избрал в священники еще во времена египетского рабства, т.е. оказал им величайшее благодеяние еще до исхода и до откровения на горе Синай, лишний раз подчеркивает, сколь неблагодарным проявил себя дом Илиев во времена пророка Самуила.
2:28 чтобы носил ефод. Упоминаемый здесь «ефод» следует отличать от льняного ефода, о котором говорится в ст. 18, поскольку в данном случае речь идет о первосвященническом ефоде (Исх 28:4−30). К последнему крепился «судный наперсник» (Исх 28:15−30) с уримом и туммимом, служивший для определения, какова в том или ином случае была Божия воля.
И не дал ли Я. Как в ВЗ (напр., Чис 18:8; Втор 18:1), так и в НЗ (напр., 1Кор 9:13−14; 1Тим 5:17−18) неоднократно говорится о том, что Бог заботится о материальном благосостоянии Своих служителей.
2:29 предпочитаешь Мне сыновей своих. Хотя наиболее тяжкие проступки лежат на душе сыновей Илия, а не на его собственной, сам Илий в полной мере достоин порицания. Будучи отцом и умудренным опытом священником, он имел в своем распоряжении и иные средства, кроме слов, чтобы влиять на сыновей (см. ст. 23−25). Его неспособность заставить их исправиться и понимается теперь как предпочтение сыновей Господу (ст. 30).
2:30 вовек. В данном контексте это слово имеет значение не «вечно», а «долго». будут посрамлены. Те, кто предпочитает Господа (см. ком. к 2:29), будут, в свою очередь, предпочтены Им. Те же, кто «бесславят» Его, будут Им «посрамлены» (букв.: «признаны легковесными»).
2:31 не будет старца в доме твоем. Истребление дома Илиева начинается с гибели обоих его сыновей (4:11) и его собственной смерти (4:18). Продолжает его устроенная Саулом резня священников в Номве (22:17−19). Последним же ударом явится отстранение Соломоном первосвященника Авиафара от храмового служения (3Цар 2:26−27).
2:32 бедствие жилища Моего. Древнееврейский текст ст. 32 труден для прочтения, и к тому же ст. 31 и 32 отсутствуют как в Септуагинте, так и в Свитках Мертвого моря. Если все-таки перевод «бедствие жилища Моего» верен, то можно говорить о том, что эти слова являются указанием на захват ковчега филистимлянами (4:1−11) и на разрушение дома Божиего в Силоме (Иер 7:13−14).
2:34 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10:7,9; 3Цар 13:3,5; 4Цар 19:29; 4Цар 20:8−9).
2:35 священника верного. Верный священник — это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом — с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: «прочность», «твердость») священника Бог наградит, сделав его основателем верного («твердого») дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром (2Цар 8:17), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2:31; 3Цар 2:35). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена.
пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10).
2:36 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12−17 и особ. ст. 29: «утучняли себя»).
комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 2 глава