13:1 — 16:31 История Самсона — последняя в цикле о судьях. Самсону была уготована особая судьба: еще «от самого чрева младенец сей» должен был стать назореем Божиим, который в будущем «начнет спасать Израиля» (ст. 5). О призвании Самсона стать судьей возвестил ангел Господень; чаще, чем какой-либо другой судья, он ощущал на себе сошествие Духа Господня (13:25; 14:6,19; 15:14). Однако Самсон оказался человеком, не проявлявшим никакого стремления спасти Израиль и неоднократно нарушавшим завет. Обет назорейства (13:4,5,7,14; 16:17; Чис 6:1−21) он исполнил только в том, что касалось ношения длинных волос. Посвятив себя Господу, он должен был освободиться от оков плотской жизни и не предаваться мирским утехам; он же пьянствовал, домогался чужих жен, блудодействовал и т. д. Торжественность, с которой свершилось его призвание, и чудеса, сопровождавшие его рождение, лишь усугубляют трагедию Самсона, как и всего Израиля в целом, отступничество которого привело к тому, что во главе него оказался столь слабый человек. И при всем том именно Самсону Бог назначил спасти Израиль от филистимлян (ст. 5), обратив против них даже его грехи (14:4).
Самсон не был судьей такого масштаба, как Гедеон или Самуил. Хотя Дух Господень неоднократно нисходил на него, это не оказывало влияния на его личность. Как и Саул, Самсон был наказан Богом и лишился Духа Господня. И тем не менее, в Евр 11:32 его имя названо в числе тех, кто показал пример веры. Обратившись с верою к Богу (хотя мотивы его при этом были не совсем безупречны), Самсон «при смерти своей» погубил филистимлян более, «нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).
13:1 Сыны Израилевы продолжали делать злое. Повествование о Самсоне сохраняет, хотя и в несколько измененном виде, структуру, характерную для рассказов о судьях (ср. 2:11−19).
предал... в руки Филистимлян. См. 2:14; 1Цар 12:9.
13:2−25 Как и Гедеон (6:11−14), родители Самсона не узнали ангела Господня, приготовив для него мясо козленка, которое уничтожил чудесный огонь. Убедившие в конце концов, что их посетил ангел Господень, отец Самсона, как и Гедеон, убоялся скорой смерти от встречи с Господом. Это сходство наводит на мысль о том, что Самсон мог бы стать таким же великим судьей, как Гедеон (см. ком. к 13:1 — 16:31). О назорейском обете было сказано трижды (ст. 4−5,7,14). Троекратное повторение придавало обету особую важность.
13:2 неплодна. Долгое время мать Самсона оставалась бесплодной, как Сарра, Ревекка, Рахиль (Быт 16:1; Быт 25:21; Быт 29:31) и мать Самуила (1Цар 1:2,5; ком. к Суд 13:1 — 16:31).
13:3 Ангел Господень. См. 2:1; 6:11−24; ком. к 13:1 — 16:31.
13:5 от самого чрева ... назорей. Относительно обета назорейства см. Чис 6:1−21. Обычно назорейский обет посвящения Господу давался на определенный срок, и лишь некоторые (и среди них Самсон) были назореями «от чрева матери», т.е. посвященными еще до рождения (см. ком. к 13:1 — 16:31).
13:6 как вид Ангела Божия. Женщина не могла поверить, что к ней приходил ангел Господень (6:22; 13:16).
13:15 изготовим для тебя козленка. Родители Самсона приняли ангела столь же гостеприимно, как и Гедеон (6:19).
13:17 как тебе имя? Такой же вопрос задавал Иаков (Быт 32:29).
13:19−22 Эти описания созвучны с тем, что касалось Гедеона (6:20−22).
13:24 И рос младенец, и благословлял его Господь. Несмотря на Божие благословение, Самсон, в отличие от Самуила (1Цар 2:26; 1Цар 3:19) и Иисуса (Лк 2:52), не имел истинной веры (см. ком. к 13:1 — 16:31).
13:25 Дух Господень. См. 3:10; ком. к 13:1 — 16:31.
комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых, 13 глава