12:1−7 Противоборство Иеффая с ефремлянами и непродолжительность его пребывания в качестве судьи (ст. 7) явились наказанием Божиим за то, что он принес в жертву свою дочь. В Пс 77 (особ. ст. 9−11,67) говорится о неспособности ефремлян сражаться (ср. Суд 8:1−5) и указана причина, по которой Бог «не избрал колена Ефремова». Колено Иуды (в лице Давида) должно было стать во главе Израиля (Пс 77:68−72).
12:1 Ефремляне. Как и у Гедеона, у Иеффая возникли осложнения в отношениях с коленом Ефремовым (8:1−5), но на этот раз они привели к гражданской войне. Отсутствие единства среди колен Израиля самым отрицательным образом сказывалось на его благосостоянии.
для чего..? Этот же вопрос был задан Гедеону (8:1).
12:4 среди Ефрема и среди Манассии. Жители Галаада происходили от Иосифа, как Ефрем и Манассия.
12:5 переправу чрез Иордан. Галаад находился на восточном берегу Иордана, а ефремляне — на западном.
12:6 шибболет... сибболет. Ефремляне, говорившие на другом диалекте древнееврейского языка, произносили в начале этого слова звук «с» вместо «ш».
12:7 Иеффай был судьею Израиля шесть лет. См. 3:11 и ком. Предыдущие судьи правили от сорока до восьмидесяти лет, благодаря чему мир сохранялся на протяжении одного-двух поколений. Краткое правление Иеффая, растущее число богов, которым поклонялись израильтяне, и гражданская война с ефремлянами — признаки упадка Израиля (2:19).
12:8−15 О Есевоне, Елоне и Авдоне (см. 10:1−5 и ком.) известно только то, что говорится в данных стихах. Вместе с ними общее число судей, упомянутых в данной книге, составляет двенадцать.
12:14 У него было сорок сыновей и тридцать внуков, ездивших на семидесяти молодых ослах. Авдон сосредоточил в своих руках поистине царскую власть и богатство (10:4).
комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых, 12 глава