Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судьи | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Автор (или, возможно, составитель) этой книги неизвестен, но некоторое представление о нем и его времени дает текст книги. Его деятельность, вероятно, совпала с ранним периодом правления Давида и царствованием Иевосфея, сына Саула, на севере страны. Во всяком случае из часто повторяющейся фразы «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6; 18:1; 21:25) можно заключить, что во время написания книги в Израиле уже была царская власть. Полемическая заостренность книги — за колено Иудино и против колена Вениаминова — свидетельство непрекращавшихся споров о том, кто должен править в Израиле: дом Давида (из колена Иудина) или дом Саула (из колена Вениаминова). Всячески поддерживая династические права дома Давидова и руководствуясь при этом теологическими постулатами книги Второзаконие, автор видит причины упадка Израиля в период правления судей в отсутствии единого, охватывающего все колена руководства. По мнению автора, история времени судей служит для Израиля доказательством того, что народ Божий может обрести мир и благосостояние только посредством полной отдачи себя Богу и соблюдения Его заповедей (см. Введение: Характерные особенности и темы; а также статью «Введение к историческим книгам»).

Время и обстоятельства написания

События, о которых рассказывается в Книге судей израилевых, относятся к эпохе приблизительно в 350 лет — от завоевания Ханаана (ок. 1400 до Р.Х.) до начала правления Саула, который был помазан в качестве первого израильского царя около 1050 до Р.Х. Гофониил, первый судья Израиля, принадлежал к поколению, сменившему поколение Иисуса Навина, а Самсон, последний из упомянутых судей, был современником Самуила. Все это время израильтяне вынуждены были вести многочисленные сражения как с коренными ханаанскими племенами, еще остававшимися в земле обетованной, так и с соседними народами — арамеями, моавитянами, мадианитянами, аммонитянами, амаликитянами, аморреями и филистимлянами.

Подобно другим историческим книгам Ветхого Завета, Книгу судей израилевых следует рассматривать как проповедь, адресованную общине завета в тяжелое для нее время, отмеченное установившимся в стране двоевластием. Автор и его современники не были свидетелями описанных в книге событий, они принадлежали к новому поколению израильтян, но и для них сохранение завета являлось первоочередной задачей. Рассказы о прошлых успехах и поражениях израильтян призваны воодушевлять и наставлять современников, которым автор адресовал свою книгу. Из сказанного в Книге судей израилевых о кризисе власти можно сделать вывод: политическая анархия породила нравственную и общественную испорченность народа. В прошлом народ Божий грешил потому, что его вожди — отцы (2:6−10; 6:11−32), священники (гл. 17), судьи (4:9; 8:27; 11:39; 14:3) и его первый царь (8:33 — 9:57) — не сумели объяснить народу, кто есть истинный Бог и что Он сделал для Израиля. Это пагубное неведение и породило вошедшее у израильтян в привычку постоянное нарушение завета. Народ грешил не только идолопоклонством, но и тем, что не помнил Господа и дел Его (2:10 и ком.; 6:13 и ком.). Только царь из дома Иуды мог обеспечить соблюдение народом завета, снискать для него благословение и предотвратить новое порабощение.

Характерные особенности и темы

Книга судей израилевых состоит из трех самостоятельных разделов, каждый из которых, отличаясь по стилю и содержанию, рассказывает о народе Божием и его вождях, о блестящих победах и тяжелых поражениях сынов израилевых.

В центральном разделе книги, наиболее насыщенном драматическими событиями, часто встречаются стихи, говорящие об отступничестве и ослушании народа Божия (2:11−12; 3:7; 4:1; 6:1 и др.), о его наказании (2:14; 3:8; 4:2; 6:1 и др.), о его раскаянии (3:9; 4:3; 6:7 и др.) и о его спасении (2:16; 3:9; 6:8). В те смутные времена каждый из судей старался спасти народ и обеспечить мир Израилю, но после смерти очередного судьи народ вновь предавался греху и делал «злое пред очами Господа». К тому же и сами судьи не раз нарушали завет, в результате чего все быстрее раскручивалась спираль политической анархии и нравственной деградации общества.

В книге подробно рассказывается о шести наиболее влиятельных судьях, наряду с которыми упоминаются еще шесть, менее выдающихся. В центре повествования — рассказ об Авимелехе (8:33 — 9:57), по стилю и архитектонике отличающийся от всех остальных рассказов о судьях, в которых не удалось избежать формализации в описании тех или иных событий. Рассказ об Авимелехе четко структурирован: последующие события являются зеркальным отражением предыдущих.

Автор Книги судей израилевых, подобно авторам других исторических книг Ветхого Завета, призывал общину верующих следовать завету. Чтобы остаться верным завету, Израиль должен был в первую очередь вспомнить спасительные дела Божий (2:10; 6:13) и отказаться от почитания ложных богов. Как и в книге Второзаконие, поклонение другим богам рассматривается здесь как грех, равнозначный нарушению завета (2:11−12; 3:7,12; 8:33; 10:6,10; Втор 4:23). Часто повторяющиеся фразы «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа» и «Каждый делал то, что ему казалось справедливым» (ср. Втор 12:8; Втор 31:16−17) должны были, по мнению автора, предупредить израильтян о той опасности, которая грозит им, если они не сумеют избрать себе достойного и верного завету царя.

Позиция автора — за колено Иудино и против колена Вениаминова — по мере развития темы противостояния становится все более четкой. Одно колено противопоставляется другому в тот момент, когда народу Божию предстояло решить, какое из колен должно править в Израиле. Такой экскурс в историю, по мнению автора, был призван поддержать царя Давида в его противостоянии с царем Иевосфеем.

В книге звучит призыв к последующим поколениям надеяться на «нового Давида», который научит людей хранить завет с Господом. Этой надежде суждено было исполниться: Иисус Христос, Сын Давидов (Мф 1:1), стал тем Царем, Который был обетован Самим Богом и о пришествии Которого писали авторы Ветхого Завета.

Содержание

I. Вступление (1:1 — 2:5)

А. Божие избрание Иуды (1:1,2)
Б. Завершение завоевания Ханаана (1:3−36)

1. Успехи колена Иудина (1:3−21)
2. Провал попытки колена Вениаминова занять Иерусалим (1:21)
3. Успех Иосифа в Вефиле (1:22−26)
4. Незавершенность завоеваний других колен (1:27−36)

В. Божие осуждение неповиновения (2:1−5)

II. Период судей (2:6 — 16:31)

А. Схема повествования (2:6 — 3:6)

1. Иисус Навин и новое поколение (2:6−10)
2. Образец верности завету, коему должен следовать Израиль (2:11−19)
3. Бог осуждает отступничество (2:20 — 3:6)

а) цель осуждения Божия (2:20−23)
б) орудия исполнения Божия приговора (2:20−23)

Б. Неспособность двенадцати судей хранить верность завету и удерживать в этой верности народ (3:7 — 16:31)

1. Гофониил (3:7−11)
2. Аод (3:12−30)
3. Самегар (3:31)
4. Девора и Барак (4:1 — 5:31)
5. Гедеон (Иероваал) и его сын Авимелех (6:1 — 9:57)

а) Гедеон (6:1 — 8:32)
б) Авимелех (8:33 — 9:57)

6. Фола (10:1−2)
7. Иаир (10:3−5)
8. Иеффай (10:6 — 12:7)
9. Есевон (12:8−10)
10. Елон (12:11:12)
11. Авдон (12:13−15)
12. Самсон (13:1 — 16:31)

III. Два прискорбных греха (17:1 — 21:25)

А. Колено Даново и идолопоклонство (17:1 — 18:31)
Б. Гражданская война: Израиль против колена Вениаминова (19:1 — 21:25)

комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых, введение

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.