3:1−9 Павел вновь возвращается к теме ложного учения, на сей раз обличая самих лжеучителей. Он признает их влияние на церковь в Ефесе, но в заключение высказывает убеждение, что в конечном счете они не преуспеют.
3:1 последние дни. Эпоха, которая началась явлением Христа и должна закончиться Его Вторым пришествием (см. ком. к 1Тим 4:1).
3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Особая опасность лжеучителей в том, что они называют себя христианами, но не являются таковыми, поскольку их упование — не Христос (Мф 7:15,21−23).
3:6 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей (1Тим 2:14; 1Тим 5:13−15).
3:8 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх, гл. 7−8).
3:11 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия (Деян 13:14 — 14:20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов (Деян 14:21−23). Листры — родной город Тимофея.
избавил меня Господь. См. 4:18 и ком.
3:12 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф 10:17−18; Ин 15:20; 1Пет 4:12; 1Пет 5:9.
3:14 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1:5), а также себя самого.
3:15 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет.
знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет (1Тим 1:7; Тит 3:9). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны.
которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению.
3:16 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15).
богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2Пет 1:21). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания».
комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею, 3 глава