8:1 не бойся и не ужасайся. Ср. 7:5. Призыв сохранять веру (1:6,9 и ком.), основанную на обетованиях Божиих, является характерным примером милости Господа (ср. Быт 15:1). Он служит подтверждением того, что гнев Господень на Израиль прошел.
к Гаю. См. 7:2 и ком.
предаю. Букв.: «дал». Обетование из 1:2−3 применено к Гаю.
8:2 что сделал ты с Иерихоном. См. ком. к 6:16; 6:20.
только. Предав Иерихон «под заклятие», Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6:16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам.
8:3 тридцать тысяч. См. ком. к 4:13.
8:5 как и прежде. См. 7:5.
8:12 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда — численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), — каждому из которых было назначено свое место для засады.
8:14 равниною. Долина реки Иордан.
8:15 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24).
8:17 Вефиле. См. 12:9,16.
8:18 копье. Ср. Исх 14:16; Исх 17:9.
8:26 предал заклятию. См. 6:16−17 и ком.
8:28−29 до сего дня. См. ком. к 4:9.
8:29 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие (Втор 21:22−23; Гал 3:13).
8:30−35 Первый этап завоевания Ханаана (6:1 — 8:35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал «все слова закона, благословение и проклятие» (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34).
8:30 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт 12:7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.
на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование («потомству твоему отдам Я землю сию», Быт 12:7) и где построил жертвенник Господу.
8:31 заповедал. См. Втор 27:5−6.
Моисей, раб Господень. См. ком. к 1:1.
в книге закона Моисеева. См. ком. к 1:8; Втор 27:5 (ср. Исх 20:25).
камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу (Исх 20:25).
всесожжение. См. Лев, гл. 1.
жертвы мирные. См. Лев, гл. 3.
8:32 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор 27:1−8).
с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1:8 и ком.).
8:33 Весь Израиль. Весь народ, включая также «пришельцев», подобно Раав (6:24).
ковчег завета. См. 3:3; 4:16; 7:6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.
благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт 12:1−3, где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14:13; 22:6).
8:34 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8:1−29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 — об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор, гл. 27; 28).
8:35 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом.
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 8 глава