5:1−12 Этот в высшей степени важный для израильтян момент (ст. 9), когда позади остались долгие годы скитаний по пустыне, а впереди — новая жизнь в земле обетованной (ст. 11:12), отмечен двумя символическими актами — обрезанием (ст. 2−8) и Пасхой (ст. 10; Исх 12:48). Обрезание было неотъемлемой особенностью народа, получившего обетование, а Пасха знаменовала избавление этого народа о египетского рабства. Как обетование, данное Аврааму, так и исход из Египта отмечены ожиданием этого дня (Быт 17:8; Исх 3:8).
5:1 Аморрейские. См. ком. к 2:10. услышали. См. ком. к 9:3.
5:4−7 Здесь обстоятельно разъясняется необходимость «обрезания сынов Израилевых во второй раз»: прежнее, обрезанное, поколение израильтян, которое вышло из Египта, пало под ударом гнева Божия. Второе же обрезание свидетельствует о милости Божией, которую Он явил, вырастив новое поколение детей Авраамовых (ст. 7). Физическое обрезание имеет метафорическую аналогию — «обрезанные сердца» (Втор 10:16; Втор 30:6).
5:6 которые не слушали гласа Господня. Неповиновение, за которым следует наказание (Чис 14; Втор 1:32,43).
5:7 вместо их... сынов их. Эти люди были, по сути, «новым Израилем».
5:9 ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Избавление от египетского рабства становится окончательным только сейчас, со вступлением народа Израилева в землю обетованную (Исх 3:8). Если бы цель исхода не была достигнута, «посрамление Египетское» сохраняло бы свою силу (Втор 9:28).
до сего дня. См. ком. к 4:9.
5:10 Пасху. См. Исх 12.
5:11−12 стали есть из произведений земли сей... а манна перестала падать. Еще одно указание на то, что началась новая эпоха и завершилась первая часть Книги Иисуса Навина. См. Исх 16; Втор 8:3.
5:13 — 12:24 Во второй части книги описывается завоевание израильтянами Ханаана. Описываемые разрушения и страдания являются справедливым и заслуженным наказанием, которому Бог подвергает грешников (Быт 15:16; ср. Лев 18:24−27; Втор 9:4−6). Библия показывает неразрывную связь между осуждением и спасением (Исх 14:13−14 и Откр 19:1−2). Суровость также свидетельствует о верности Бога Своим обетованиям (ср. Быт 12:3) и является прообразом Его грядущего суда над теми, кто ныне отвергает благодать Божию (Мф 25:46; Евр 9:27; Евр 10:26−31).
13−15 Рассказ о завоевании земли обетованной начинается с появления «вождя воинства Господня», которое, во-первых, знаменует суверенную волю Божию (ст. 14), во-вторых, свидетельствует о том, что происходящие события вершатся Богом, а не Иисусом Навином (ст. 14), и, в-третьих, продолжает единую цепь событий, начавшуюся с того момента, когда Господь воззвал к Моисею из горящего тернового куста (ст. 15; ср. Исх 3:2−5).
5:14 нет. Ср. 6:25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6:16−17).
вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1:5 и ком.; ср. Быт 16:7).
5:15 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх 3:5). Таким образом, Иисус Навин воистину является «новым Моисеем». Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу.
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 5 глава