3:1 — 4:24 Переход через реку Иордан, разделявшую пустыню и землю обетованную, стал одним из чудес (3:5), сравнимых по значимости с переходом через Чермное море (4:23; ср. 3:7; 4:14). Великий смысл этих чудес, свидетельствующих о могуществе десницы Господней, раскрывается в 4:24. Ковчег завета, который священники несли впереди народа (3:6), связывает в описании происходящих событий могущество Бога с Его обетованиями, положенными в основу завета. Сила и могущество Господа явлены в Его верности обетованиям.
3:2 три дня. См. ком. к 1:11.
3:3 ковчег завета Господа Бога вашего. См. Исх 25:10−22; Втор 10:5. Ковчег завета, о котором часто упоминается в гл. 3; 4; 6 и 8, символизирует не только присутствие Господа (Чис 10:33−36) и верность Его Своим обетованиям, но и обязательства, лежащие на Израиле (см. ком. к 1:5; 24:25). священников... и левитов. Точнее: «священников из левитов». См. Втор 10:8.
3:4 не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти. Вероятно для того, чтобы ковчег видело как можно большее число людей (4:11).
3:5 освятитесь. Вероятно, речь идет о действиях, таких как омовение, символизирующих святость народа. Такое же требование выдвигалось в связи с сошествием Бога к народу у горы Синай (Исх 19:10,14−15).
чудеса. Это же слово употребляется применительно к казням египетским (Исх 3:20; Суд 6:13; Пс 77:11; Мих 7:15) и к завоеванию Ханаана (Исх 34:10; 1Пар 16:9−24; ср. Иер 21:2).
3:7 Я начну прославлять тебя. Повторением чудес, некогда совершенных Моисеем на Чермном море, Господь утвердил авторитет Иисуса Навина в качестве вождя народа (см. 4:14 и ком.).
дабы они узнали. В Ветхом Завете часто упоминается о том, что целью дел Божиих является дарование человеку знания (см., напр., Исх 8:10; Втор 4:35; 4Цар 19:19; Ис 45:6). Это знание не интеллектуального характера (2:9,10; 4:24). В данном случае объектом знания является присутствие Бога с Иисусом Навином (1:5 и ком.; ср. Исх 14:31).
3:9 выслушайте слова Господа. Это — самое основное для народа Божия (см. 1:8; 24:2).
3:10 из сего. Имеется в виду чудесный переход через Иордан, но особое внимание уделяется ковчегу завета (ст. 11).
узнаете. Т.е. узнаете из собственного опыта (ср. ст. 7), что Бог будет с Израилем, дабы исполнить Свое обетование. Это знание уже обрела иерихонская блудница Раав (2:9).
Бог живый. Бог Израиля противопоставляется безжизненным идолам (Втор 32:21).
Хананеев... Иевусеев. Народы, населявшие Ханаан (Быт 15:18−21; Втор 7:1). См. ком. к 2:10.
3:11 ковчег завета Господа всей земли. Букв.: «ковчег завета, Господь всей земли». Не только ковчег завета как символ присутствия Господа, но Сам Господь пойдет впереди народа. Он — Господь всей земли, и потому все последующие события будут иметь цель, по своему значению выходящую далеко за пределы Израиля (4:24; ср. 2:11; Быт 12:3; Исх 19:5−6).
3:12 возьмите себе двенадцать человек. Повеление в данном случае предвосхищает главную тему гл. 4 (4:2).
3:13 иссякнет... остановится стеной. Ср. Исх 15:8 и Пс 77:13.
3:14 ковчег завета. Букв.: «ковчег, завет». Тем самым ковчег фактически отождествляется с заветом (см. ком. к ст. 3).
3:15 Иордан же выступает... дни жатвы пшеницы. Указание, что события происходят в период максимального полноводья Иордана.
3:17 народ. Это слово здесь и далее относится к Израилю (4:1; 5:8; 10:13). Возможно, в данном случае оно напоминает о словах из Быт 12:2 и Исх 19:6.
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 3 глава