Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иисус Навин | 24 глава

Новой Женевской Библии


24:1−28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея (Втор 32:46). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2−13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14,23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25−26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами.

24:1 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама (Быт 12:6−7), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8:30).

предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19:51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1Цар 4:3−11; 3Цар 8:27).

24:2−13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2−4), Исход (ст. 5−7), Числа (ст. 8−10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11−13). Кульминация этого изложения — дарование земли обетованной потомкам Авраама.

24:2 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей (Втор 5:27).

за рекою. Предположительно имеется в виду Ур (Быт 11:28) или Харран (Быт 11:31).

24:3 Но Я. Действующим лицом в ст. 3−13 является Бог.

24:4 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава (Быт 25:23; Рим 9:11).

24:5−7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной.

24:5 вывел вас. Великое деяние Божие — спасение народа Израилева (Исх 20:2) — имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной (Исх 15:17).

вас. См. ком. к ст. 7.

24:6 к Чермному морю. См. Исх 13:18.

24:7 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем.

много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5−7).

24:8 Аморреев. См. ком. к 2:10.

24:9 Валаама. См. 13:22 и ком.; Чис, гл. 22−24.

24:10 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа.

24:11−13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина.

24:11 Аморреи... Иевусеи. См. 3:10 и ком.

24:12 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2:9; 5:1; Исх 23:28).

не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода — она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1:2; ср. Еф 2:8).

24:13 дал. См. ком. к 1:2.

24:14 бойтесь Господа. Ср. 4:24. Страх Божий — это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс 129:4); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу (Втор 10:12−13; ср. 2:9 и 7:5).

отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2−13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди (Исх 20:3).

за рекою. См. ком. к ст. 2.

в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль (Иез 20:7−10; Иез 23:3−8,19−21,27).

24:15 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2−3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8−12).

Аморреев. См. ком. к 2:10.

я и дом мой. См. 6:24; 7:24; Деян 16:15.

24:16−18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17:18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18).

24:19 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение (Суд 2:7,10−13; 4Цар 17:7−23; ср. Втор 31:16; Нав 7:1−26 и ком.; 23:12−13 и ком.; 24:31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой — мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22:17 и ком.).

святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов (Лев 18:3; Лев 20:26), может служить Святому Богу (Лев 19:2).

ревнитель. См. Исх 20:5 и ком.

не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество.

24:20 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: «Ибо вы оставите... и Он наведет». Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор 31:16−18.

24:22 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор — служить Господу — подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16−18).

24:23 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком.

24:25 заключил... завет. Ср. Быт 15:18; Втор 4:23; Втор 29:1.

постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

24:26 в книгу закона Божия. Вероятно, речь идет о той же книге закона, что и в 1:8;8:31;23:6.

под дубом. Ср. Быт 12:6; 35:4; Суд 9:6.

24:27 свидетелем. Ср. 4:20−24.

24:28 каждого в свой удел. См. 1:6 и ком.

24:29−33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара завершает очередной этап в истории Израиля. Их погребение и захоронение костей Иосифа в земле, которая теперь принадлежала Израилю, символизируют верность Бога в исполнении Его обетовании, данных патриархам.

раб Господень. См. ком. к 1:1.

ста десяти лет. В таком же возрасте умер Иосиф (Быт 50:22): столь долгая жизнь является знаком благословения Божия (ср. Втор 34:7).

24:30 его удела. См. 19:49−50. В отличие от Авраама, который вынужден был покупать участок для погребения (Быт 23:4; ср. Быт 33:19), Иисус Навин похоронен на своей земле.

24:31 служил Израиль Господу во все дни. Верность Израиля оказалась, однако, весьма недолговечной (см. ст. 19:20 и ком.; Суд 2:7,10−13).

24:32 кости Иосифа. Свершилось обетование, в которое верил Иосиф (Быт 50:24−25).

поля, которое купил Иаков. См. Быт 33:19. Новый порядок владения землей являет собой полную противоположность тому положению, в котором находились праотцы, ничего, кроме обетования, не имевшие.

24:33 Елеазар. См. ком. к 14:1.

Финееса. См. ком. к 22:13.

комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 24 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.