23:1−16 Иисус Навин, который уже «вошел в преклонные леты» (ст. 1), обращается ко всему Израилю, собравшемуся, вероятно, в Силоме (18:1; 19:51; 21:2), с призывом соблюдать закон Божий и хранить себя чистыми от связей с хананеями и их богами.
23:1 успокоил. См. ком. к 1:13.
врагов. Речь идет не столько об угрозе национальным интересам Израиля, сколько об избавлении народа Божиего от окружавших его языческих племен, поэтому слово «враги» следует понимать в богословском смысле. Израиль, представляющий Царство Божие всему миру (Исх 19:5−6), принесет благословение народам земли (Быт 12:3), и потому ненависть к Израилю означает враждебность к Самому Богу (ср. Быт 3:15; Исх 23:22).
состарился. Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет (24:29 и ком.).
23:3−8 В этих стихах содержится первый из трех призывов к верности в послушании, с которыми Иисус Навин обратился к Израилю.
23:3 Бог ваш Сам сражался за вас. См. ком. к 10:14.
23:4 разделил... по жребию. Букв.: «бросил» (см. ком. к 13:6). удел. См. ком. к 1:6.
23:5 Бог ваш Сам прогонит их от вас... как говорил вам Господь Бог ваш. Верность Бога Своим обетованиям, явленная Израилю во дни Иисуса Навина, сохранит свою силу и в последующие времена.
23:6 Посему во всей точности старайтесь. Слова Господа, с которыми Он обратился к Иисусу Навину (1:6,7 и ком.), теперь отнесены ко всему Израилю.
исполнять. См. ком. к 1:7.
в книге закона. См. ком. к 1:8.
23:8 прилепитесь. См. ком. к 22:5.
как вы делали до сего дня. «Прилепившееся к Господу» поколение израильтян, пришло на смену тому, которое некогда взбунтовалось против Бога (ср. 24:31).
23:9 пред вами никто не устоял. Обетование, данное Иисусу Навину (1:5), исполнилось для всех израильтян (Втор 7:24; Втор 11:25).
23:11 всячески старайтесь любить. Любовь в библейском понимании есть нечто большее, чем только чувство; она может быть обязанностью и должна находить свое выражение в радостном и добровольном повиновении (ср. ком. к 22:5).
23:12 отвратитесь. См. ком. к 22:16.
23:13 Бог ваш не будет уже прогонять. Обетование Божие остается в силе (ст. 5), однако оно не принесет блага тем, кто отвергает милость Божию. Такой смысл содержался изначально в самом обетовании (Быт 12:3).
будете истреблены с сей доброй земли. Дарование земли обетованной служило выражением любви и верности Божией, утрата же ее будет свидетельством Его гнева и осуждения Им Израиля.
23:14−16 См. ком. к ст. 3−8. Завершая свою речь, Иисус Навин вновь напоминает о верности Бога и предупреждает о пагубных последствиях отступничества о Господа.
23:14 знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею. Знание верности Божией никогда не может быть только умозрительным, оно формирует личность человека. не осталось тщетным ни одно слово. См. ком. к 21:45.
23:15 как... так. Верность Бога неоднозначна, как неоднозначны Его обетования, где обещания благоденствия и процветания (ст. 5) чередуются с предупреждениями (ст. 12:13) о возможной гибели Израиля, если тот «отвратится от Господа». И те, и другие обетования Божий исполняются.
23:16 гнев. См. ком. к 7:1.
сгибнете с этой доброй земли. См. ком. к ст. 13.
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 23 глава