22:1 — 24:33 В трех завершающих главах книги трактуется тема верности Израиля Богу, явившему милость Своему народу и доказавшему верность Своим обетованиям.
22:1 колено Рувимово... колена Манассиина. См. ком. к 13:8−33.
22:4 успокоил. См. 21:44; 1:13 и ком.
22:5 исполнять... любить... хранить. Здесь содержится краткое наставление, как надлежит человеку отвечать на милость Божию.
22:6 благословил. См. 14:3 и ком. к 8:33.
22:8 возвращаетесь. Слова благословения, которые произносит Иисус Навин, звучат в форме императива (ср. Быт 1:28). Повиновение этим повелениям уже суть благословение.
22:9 из Силома. См. ком. к 18:1.
Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана.
22:10 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте.
жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27).
22:12 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18:1.
идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу (Лев 17:8−9). Иудейский закон требовал наказания за отступничество (Втор 13:12−18).
22:13 Финееса. Делегацию «из десяти начальников», отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис 25:7−8).
22:16 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13:8−33). Разрушить это единство может лишь отступничество от Бога.
соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе (Лев 17:8−9; Втор, гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник «подле Иордана». Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению (Втор 13:12−14).
22:17 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях «впавших в идолопоклонство и распутство» израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2:1 и ком.; Чис, гл. 25).
не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их «поражения на Фегоре» (Чис 25:18).
22:18 прогневается. См. ком. к 7:1.
22:19 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13:8−33).
скиния Господня. См. ком. к 18:1.
и против нас. Отступничество от Бога — это одновременно и отступничество от народа Божия.
22:22 Бог богов Господь, Бог богов Господь. Иначе: «Бог, Бог Господь».
22:23 Если мы соорудили... то да взыщет Сам Господь. См. Лев 17:8−9 и Втор, гл.12.
всесожжение. См. Лев, гл. 1.
приношение хлебное. См. Лев, гл. 2.
жертвы мирные. См. Лев, гл. 3.
22:25 пределом между ними и вами... Иордан. В Книге Иисуса Навина категорически отвергается идея разъединения израильского народа (ст. 19 и ком. к 13:8−33).
части в Господе. Заявление какой-либо группы израильтян, что их удел в земле обетованной не является землей Божией (ст. 19), означало отрицание ими своей причастности к обетованию Божию.
22:27 свидетелем. Жертвенник должен был служить свидетельством преданности заиорданских колен Израиля Богу, а не местом жертвоприношений (ср. 4:20−24).
22:30 одобрили их. В данном случае Финеес благожелательно отнесся к своим собратьям; совсем иначе он отреагировал на действительное отступничество израильтян (Чис 25:7−8).
22:31 мы узнали, что Господь среди нас. Опасения, содержащиеся в ст. 18, не оправдались.
избавили. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина не совершили преступления пред Богом и тем самым спасли весь Израиль от Его гнева.
22:34 назвали... жертвенник. Название жертвенника (Ед — «свидетель») свидетельствовало о единстве всего народа и одновременно напоминало о том, что святотатство может погубить Израиль (ст. 16).
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 22 глава