11:1−23 Это завершение повествования о том, как народ израильский овладел землей обетованной (ст. 16−23).
11:1−4 Ср. 10:1−5.
11:1 Услышав. См. ком. к 3:9.
Иавин, царь Асорский. Асор был важным городом северной Палестины (ст. 10); Иавин — возможно, наследственный титул его правителей (Суд 4:2).
11:2 на равнине. В долине реки Иордан.
Хиннарофа. Хиннароф (Киннереф) одно из названий Галилейского моря (Геннисаретского озера), 12:3.
в Нафоф-Доре. Побережье Средиземного моря.
11:3 к Хананеям... к Иевусеям. См. ком. к 3:10.
11:4 многочисленный народ. Никакая угроза, исходившая от хананеев, не помешает исполнению обетования Божиего.
11:6 не бойся. Обетование Божие (1:2−3,9) вновь обещает победу, казалось бы, невозможную в сложившейся ситуации (ст. 4:5; ком. к 8:1; 10:8).
Я предам всех. Это выражение в древнееврейском языке имеет эмфатический характер. Оно идентично фразе «Я даю» (1:2).
11:8 предал... Господь. См. ст. 6.
11:11 предав заклятию. См. ком. к 6:16.
11:12 как повелел Моисей, раб Господень. Успех завоевателей здесь напрямую связан с выполнением указаний Моисея. Но повеления Моисея — это повеления Самого Господа, ибо Моисей был рабом Господним (см. ком. к 1:1−18; а также 1:1,3; 5:15 и ком.). Тем самым указывается на тесную связь между обетованиями и велениями Божиими, так что вера и послушание Господу — неразрывны (см. 1:7 и ком.).
11:16 всю... землю. В принципе, вся земля уже принадлежала израильтянам, хотя по факту «земли брать в наследие остается еще очень много» (13:1).
11:18 Долгое время. Эти слова указывают на то, что повествование в предшествующих главах является чрезвычайно сжатым.
11:19 мир. Т.е. мирный договор (см. 9:6,15).
11:20 от Господа было то, что они ожесточили сердце свое. Бог ожесточил сердца людей, дабы были исполнены Его замыслы. Тем не менее, этот акт Божией воли не противоречит Божественной справедливости и не исключает ответственности человека (ср. Исх 10:1−2; Рим 9:14−29).
11:21−22 Енакимов. Этот народ, живший в Ханаане, до такой степени внушал страх израильтянам, что их предыдущее поколение даже нарушило свои обязательства перед Богом (Чис 13:26−33; Втор 1:26−28). Разгромом енакимов завершается рассказ о том, как израильтяне, покорившиеся воле Господа, под предводительством Иисуса Навина завоевали землю обетованную (см. 14:12; 15:14).
11:23 успокоилась земля от войны. Подводится итог успешному завоеванию и, следовательно, исполнению обетования Божия, данного в 1:2−5 (см. 1:13; 21:45 и ком.).
Завоевание Ханаана (северное направление).
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 11 глава