10:1−43 См. 9:1,2 и ком. В гл. 10 говорится о том, что враждебные Израилю народы, населявшие юг страны, побеждены благодаря вмешательству свыше. Сговор пяти царей (ст. 4) и их поражение (ст. 26:40−42) демонстрируют великую власть Бога и исполнение Его обетования. Эта битва Израиля подобна описанной во Втор 20, которую на самом деле ведет Бог (ст. 14; Втор 20:4), верный Своим обетованиям завета (ст. 8).
10:1 Адониседек. Это имя означает «Господь правды» или «мой Господь праведен» (ср. Быт 14:18 и ком.).
Иерусалимский. Первое в Библии упоминание города Иерусалима (ср. Быт 14:18).
10:2 город большой, как один из царских городов. В Гаваоне не было царя (9:11), но во всем остальном он был подобен другим хананейским городам-государствам с монархической формой правления.
10:3 Гогаму... Девиру. Цари пяти южных хананейских городов.
10:5 Аморрейских. См. ком. к 2:10.
10:6 спаси нас и подай нам помощь. Между Гаваоном и Израилем существовали заветные (договорные) отношения (9:15). Они давали право более слабому партнеру взывать к помощи более сильного. Подобные отношения напоминали завет между Богом и Израилем.
10:8 не бойся... Я предал. Это означает, что действия, описанные в данной главе, совершаются по обетованиям Божиим (см. 1:2,3,5−9; 8:1 и ком)
10:9 всю ночь шел. Гаваон был расположен на взгорье, приблизительно в 32 километрах к западу от Галгала, который находился в Иорданской долине.
10:11 больше было тех, которые умерли от камней града. Победа была дарована Израилю свыше (ст. 8). Ср. Пс 17:8−17; Ис 30:30.
10:12 в тот день, в который предал Господь. В данном фрагменте хронологическая последовательность событий не вполне ясна; возможно, они подаются ретроспективно.
солнце... луна. Иисус Навин, обращаясь к небесным светилам, взывает не к ним, а к Господу.
10:13 остановилось солнце. Солнце действительно остановилось, это нашло отражение в «Книге Праведного».
в книге Праведного. «Книга Праведного» — произведение, до нас не дошедшее (2Цар1:18).
10:14 Господь сражался за Израиля. См. Втор, гл. 20, особ. ст. 4; ср. Исх 14:14.
10:19 ибо Господь... предал. Здесь, как и ранее, действует Сам Господь во исполнение Своих обетовании (ст. 8:10:14).
10:21 никто... не пошевелил языком своим. Описание благоговейного трепета, который испытывали израильтяне.
10:24 ногами вашими на выи царей сих. Символическое действие, обозначающее триумф победителей и унижение побежденных. Ср. 3Цар 5:3; Пс 109:1; 1Кор 15:25.
10:25 не бойтесь. См. ком. к ст. 8.
10:26 повесил их на пяти деревах. См. ком. к 8:29.
10:27 до сего дня. См. ком. к 4:9.
10:28−39 Эти стихи повествуют о победах израильтян над городами южной части Ханаана. Разрушенные израильтянами хананейские города, подвергшиеся суду Божию, были одновременно предупреждением и для самого Израиля (1:2). Лейтмотивом данного фрагмента является тема единства Израиля, руководимого Богом и ведомого Иисусом Навином.
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 10 глава