3:1 в храм. Имеется в виду двор храма.
3:3 увидев Петра и Иоанна перед входом. Будучи иудеями, Петр и Иоанн могли пройти через двор женщин во двор израильтян, но неиудеи должны были ограничиваться пребыванием во дворе язычников.
3:11 притвор, называемый Соломонов. Этот притвор, построенный Иродом Великим, шел вдоль восточной стороны храмового возвышения. Иисус иногда проповедовал здесь (Ин 10:23).
3:13 Бог Авраама и Исаака и Иакова. Ссылка на патриархов занимала важное место в проповеди последователей Христа (7:32; 13:17), т.е. связывала воедино два завета — ветхий и новый.
3:14 Но вы от Святого и Праведного отреклись. Определение Бога «Святой» неоднократно встречается в ВЗ. Выражение «Святой Израилев» встречается у Исаии 1:4 и 5:24 (ср. Лк 1:35). Исаия также называет Бога «Праведным» (Ис 24:16; ср. Деян 7:52; Деян 22:14). Относя эти определения к Иисусу, Петр указывает на Его Божественное достоинство.
3:16 имя Его. В древности имя человека выражало, кем он является и что делает (ср. Деян 4:12).
3:18 предвозвестил устами всех Своих пророков. См. Лк 24:26−27.
3:19 покайтесь и обратитесь. Проповедь Петра свидетельствует, что раскаяние, т.е. сожаление о грехе и отвращение от него (негативный момент), неразрывно связано с обращением к Богу с верой (положительный момент). Призыв к покаянию и вере постоянно звучит в апостольской проповеди (2:38; 17:30; 20:21).
чтобы загладились грехи ваши. По провидению Божию, результатом покаяния и веры является прощение и освобождение от грехов.
3:25 говоря Аврааму: и в семени твоем. В качестве самого убедительного примера Петр указывает на великого патриарха и пророка Авраама, чье «семя», Мессию, Бог послал в благословение всем народам земли.
комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов, 3 глава