10:1 В Кесарии. Кесария Маритима (Кесария Приморская) находилась в Саронской долине, километрах в девяноста к северо-западу от Иерусалима.
Корнилий. Офицер римской армии, командовал сотней воинов.
10:2 боящийся Бога. Это определение, возможно, указывает, что Корнилий был «прозелитом врат», т.е. язычником, поклонявшимся истинному Богу, но не принимавшим обрезания (13:16,26).
взошел на верх дома помолиться. Вероятно, Петр вставал на молитву трижды в день (ср. 3:1; Дан 6:10). В древности дома на Ближнем Востоке имели плоскую кровлю, куда можно было попасть по наружной лестнице.
10:10 пришел в исступление. Здесь слово «исступление» (греч.: «экстазис») означает состояние, при котором человек перестает осознавать внешнюю обстановку.
10:12 всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. Т.е. и чистые, и нечистые животные (Лев, гл. 11).
10:13 заколи и ешь. Петр, правоверный иудей, был голоден, но не мог нарушить ветхозаветные указания Божии относительно употребления в пищу нечистых животных (ст. 14).
10:15 что Бог очистил. Посредством этой образной картины Бог сообщает Петру, что изменил установления о ритуальной чистоте.
10:16 трижды. Видение повторилось, чтобы оно запечатлелось у Петра. Троекратное повторение — это признак абсолютной истинности явления (ср., напр., Ис 6:3: «Свят, свят, свят»).
10:24 В следующий день. Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня.
10:25 Когда Петр входил. Степень духовного возрастания Петра была уже такой, что он мог войти в дом язычника (ст. 28).
поклонился, пав к ногам его. Корнилий преисполнился благоговейного почтения к Петру, поскольку Сам Бог повелел ему призвать апостола.
10:28 мне Бог открыл. См. ст. 15 и ком.
10:34 Бог нелицеприятен. Евангелие обращено как к иудеям, так и к язычникам (1:8; Рим 1:16).
10:35 боящийся Его и поступающий по правде. Страх Божий ведет к вере в Бога и доверию к Богу, а также к праведной жизни.
10:36 благовествуя мир чрез Иисуса Христа. Т.е. примирение с Богом кровью Иисуса (Еф 2:13−14).
Сей есть Господь всех. Иисус — Господь и иудеев, и язычников.
10:44 Дух Святый сошел на всех. Т.е. получили спасение через возрождение Духом (Тит 3:5−6).
10:45 верующие из обрезанных... изумились. Правоверные иудеи, которые не были свидетелями видения Петра, не могли осознать, что Бог дарует спасение нелицеприятно.
10:47 креститься водою. Подлинное возрождение, покаяние, вера и исповедание естественно приводят к крещению — явному знаку внутреннего спасительного действия Святого Духа.
10:48 во имя Иисуса Христа. Прощение грехов даруется посредством имени Иисуса (ст. 43), т.е. через принятие Христа как Спасителя.
комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов, 10 глава