15:1 мытари. См. ком. к 3:12.
грешники. Ср. Ин 7:49.
15:3−32 Раввины не отрицали, что Бог готов принять грешника, если тот покается; следующие же три притчи говорят о том, что Господь Сам ищет спасения каждого грешника.
15:3−10 Основная мысль этих двух притчей — ничтожное в глазах мира сего является драгоценным для Бога.
15:11 у некоторого человека. См. ком. к 14:16.
15:13 расточил, живя распутно. Этот сын олицетворяет тех грешников, за общение с которыми фарисеи упрекали Иисуса.
15:14 голод. Духовный голод.
в той стране. В миру.
начал нуждаться. Т.е. почувствовал, что ему недостает того, чем прежде он владел в изобилии (см. Быт, гл. 2).
15:15 к одному из жителей страны той. Здесь имеется в виду не сатана, поскольку он «князь мира сего», а «один из жителей». Скорее всего, речь идет о какой-то ложной, обманчивой религии, порожденной земными представлениями.
пасти свиней. Т.е. заниматься презренным, рабским служением.
15:16 наполнить чрево рожками, которые ели свиньи. Если Слово Божие сравнивается с хлебом (Ин 6:35,41), можно только догадываться, что подразумевается под «рожками, которые ели свиньи».
15:17 Придя же в себя. Осознав и раскаявшись.
15:18−20 Младший сын сотворил «плод достойный покаяния».
15:20 когда он был еще далеко. Раскаявшийся грешник еще далек от Бога, однако Отец Небесный Сам спешит навстречу своему блудному сыну.
15:22 лучшую одежду. Оправдание по благодати.
перстень. Знак сыновства.
15:25 Старший сын. Под «старшим сыном» подразумеваются фарисеи и прочие законники.
15:28 Он осердился и не хотел. Т.е. вел себя так же, как и фарисеи.
Отец же его, выйдя, звал его. Как и в случае с младшим братом (ст. 20), инициатором примирения выступает отец. Тема безграничной любви Бога Отца, взыскующего недостойных грешников, даже тех из них, кто не ищет Его (19:10), — центральная в данной притче.
15:29 столько лет служу тебе. Эти слова старшего сына показывают, что он ожидал вознаграждения за примерное поведение. Спасение — не награда человеку за его добрые дела, но милостивый дар Господа (Еф 2:8−9).
15:31 все мое твое. Отец не отказывал старшему сыну, тот сам не пользовался тем, что было предоставлено ему Отцом.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки, 15 глава