Автор
Несмотря на краткость, Книга пророка Михея содержит важные пророчества. Его имя означает «кто подобен Богу». Он происходил из Морасфита-Гада, земледельческого городка между Хевроном и Газой (Южное царство). По всей вероятности, он был земледельцем. Возможно, что вместе с другими он бежал от наступавших ассирийских войск в Иерусалим, где стал пророком. Михей был современником Осии и великого пророка Исаии. Вдохновенная проповедь Михея против несправедливости (3:8) привела к раскаянию Езекию и таким образом спасла Иерусалим (Иер 26:17−19).
Время и обстоятельства написания
Михей пророчествовал во времена царствований Иоафама (750−735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735−715 гг. до Р.Х.) и Езекии (715−686 гг. до Р.Х.). В течение этого периода резко обозначился контраст между жизнью богатых, с одной стороны, и нещадно угнетаемых бедняков, с другой, что было следствием эксплуатации средних слоев израильского общества (2:8,9) землевладельцами (2:1−5) при поддержке коррумпированных политических и религиозных правителей Израиля (гл. 3). Следствием стало моральное разложение народа (6:9−16; 7:1−7).
Бог использовал Ассирию против Своего согрешающего народа как жезл гнева Своего (Ис 10:5−11). Ассирийский царь Салманассар (727−722 гг. до Р.Х.) разрушил Самарию в 722 г. до Р.Х. (4Цар 17:1−6), как об этом пророчествовал Михей в 1:2−7. Иудея испытала на себе всю силу Божиего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим (705−681 гг. до Р.Х.) прошел через Шефелу (предгорье в западной части Иудеи) до самых ворот Иерусалима, что также было предсказано Михеем (1:8−16). Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею (Иер 26:1−,19).
Характерные особенности и темы
Михей объединяет свои девятнадцать пророчеств в три цикла (гл. 1−2; 3−5; 6−7), каждый из которых начинается пророчеством об осуждении и заканчивается пророчеством (или несколькими пророчествами) о спасении. При этом каждый цикл начинается одним и тем же еврейским словом, означающим «слушайте» (1:2; 3:1; 6:1). Центральный цикл содержит три пророческие речи об осуждении (гл. 3) и семь — о спасении (гл. 4; 5).
В своих пророчествах об осуждении Михей предсказывает, что гнев Господень падет как на недостойных вождей Израиля, уверовавших в собственное могущество, так и на отступивший от Бога народ. В пророчествах о спасении он провидит, что спасение Израиля будет зависеть исключительно от благоволения Божия к остатку народа, который Он чудесным образом спас (2:13) и освободил из вавилонского плена (4:9−10). Титул «Царь» употребляется здесь только по отношению к Богу. Из сохранившегося остатка Израиля произойдет Иисус Христос (5:3), Который будет править силою Господа (5:1−6). Под властью Сего Пастыря-Царя, рожденного в Вифлееме (5:2), остаток сделается «сильным народом» (4:6−7), Церковью нового завета. Получивший прощение остаток будет главенствовать надо всеми, потому что Бог клятвенно обещал Свою верность патриархам (7:18−20). Народ завета зависит от высшей милости Божией (5:9), а не от трудов рук своих (5:10−15) и «ходит во имя Господа» (4:5).
Содержание
I. Вступление (1:1)
II. Осуждение и спасение (1:2 — 2:13)
А. Осуждение Самарии (1:2−7)
Б. Осуждение Иудеи (1:8−16)
В. Осуждение алчных землевладельцев (2:1−5)
Г. Осуждение лжепророков (2:6−11)
Д. Остаток сохранится в Сионе (2:12−13)
III. Осуждение недостойных вождей и обетование праведного вождя (3:1 — 5:15)
А. Правители уподоблены людоедам (3:1−4)
Б. Пророки, проповедующие ради корысти (3:5−8)
В. Сион будет распахан (3:9−12)
Г. Сион возвысится (4:1−5)
Д. Остаток сделается сильным народом (4:6−7)
Е. Сион вновь будет владычествовать (4:8)
Ж. От нынешних бедствий ко грядущему спасению (4:9−13)
З. Мессия-Владыка (5:1−6)
И. Остаток — благоухание жизни (5:7−9)
К. Господь защитит владения Свои (5:10−15)
IV. Надежда во мраке (6:1 — 7:20)
А. Что требует Господь (6:1−8)
Б. Исполнение проклятий (6:9−16)
В. «Государственный корабль» разбился (7:1−7)
Г. Гимн победы (7:8−20)
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Михея, введение