Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Амос | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Пророк Амос был уроженцем Фекои (1:1) — небольшого городка, принадлежавшего колену Иудину и лежавшего приблизительно в 15−16 км к югу от Иерусалима и в 10 км — от Вифлеема. Здесь он пас стада (1:1), разводил скот, собирал сикоморы (7:14). Амос, несомненно, знал историю своего и других народов (1:3 — 2:3), многочисленные ссылки на завет Божий свидетельствуют о хорошем знании закона. Именно его Всевышний Господь призвал к пророческому служению, которое проходило главным образом в Израильском царстве (7:15), хотя его пророчества обличали и грехи иудеев (2:4−5; ср. 9:11).

Время и обстоятельства написания

Пророческое служение Амоса пришлось на годы правления Озии, царя иудейского (792−740 гг. до Р.Х.), и Иеровоама II, царя израильского (793−753 гг. до Р.Х.). Во время царствования Иеровоама, когда между Иудеей и Израилем сохранялся мир, были восстановлены границы Израиля в соответствии с пророчеством Ионы, сына Амафиина (4Цар 14:25). Царство процветало. Израиль не сталкивался с серьезной угрозой вторжения ассирийских войск на протяжении почти сорока лет.

При Феглаффелласаре III (745−727 гг. до Р.Х.) Ассирия усилилась и расширила свои территории на западе и востоке. Иудея вскоре превратилась в ее вассальное государство, а Дамасское государство, расположенное между Израилем и Ассирией, вошло в состав Ассирийской империи (4Цар 16:7−9).

Феглаффелласара III сменил на троне его сын Салманассар V (727−722 гг. до Р.Х.), продолживший экспансионистскую политику отца и вынудивший израильского царя Осию заключить с ним вассальный договор (4Цар 17:3). Однако Осия восстал против таких условий и обратился за помощью к Египту (4Цар 17:4). Помощь, конечно же, не пришла, Салманассар осадил Самарию, и спустя три года столица Израиля пала (722 г. до Р.Х.), а государство Израиль перестало существовать (4Цар 17:5−6).

Характерные особенности и темы

Возможно, предсказания Амоса, составившие эту книгу, были сделаны им в Самарии и Вефиле. Не подлежит сомнению только то, что пророческое служение привело его в Вефиль (7:10−17). В отличие от предсказаний более ранних пророков предсказания Амоса сохранились в письменном виде, как и труды его современников — Исаии и Осии.

Как и все пророки, Амос подвергает критике идолопоклонство и социальную несправедливость, столь характерные для Израильского царства. Ложная религиозность народа, при которой принималась лишь внешняя сторона религии, стала нормой. При этом израильтяне не только старались сохранить требования закона относительно ритуала, но даже усложнили их (4:4−5). Идолопоклонство было таким же обычным явлением (4Цар 17:14−17; Ам 5:26), как царившие повсюду жестокость, насилие и несправедливость (2:6−8; 4:1).

Для пророка Амоса Бог — это именно Тот Бог-Творец, Который создал человека по Своему образу и подобию. Он — Господь, и нет никаких других богов. Как Творец Бог является верховным и единоличным Господом всего созданного Им мира (4:13; 5:8; 9:5−6). Он в силах по Своему волеизъявлению возвысить один народ над другим (1:3 — 2:3). Он также является Судьею над принявшим завет народом Израиля, оставляя за Собой право воздвигнуть против израильтян другой народ (6:14). Но, несмотря на все это, Он остается любящим Богом, Который прежде всего желает, чтобы люди «взыскивали Его и были живы» (5:4; ср. 1Тим 2:3−4).

Господь посылал предостережения Израилю в виде голода, засухи, различных бедствий и военных поражений, но Его народ отказывался видеть в этом руку Божию (4:6−11). Божия кара не могла не последовать (4:12 — 5:20), и прообраз ее нашел отражение в пророчествах, предвещавших массовое разорение и изгнание. Только Господь подвергает наказанию тех, кого любит. Отдаленное будущее Его народа предстает в заключительной части книги, рисующей новое царство, которое станет царством мира и социальной справедливости (9:13−15).

Содержание

I. Введение (1:1−2)

II. Пророчество о суде Господнем (1:3 — 2:16):

А. Суд над врагами Израиля (1:3 — 2:3)
Б. Суд над Иудеею и Израилем (2:4−16)

III. Слово Господа на сынов Израиля (3:1 — 6:14)

А. Господь изрекает слово на сынов Израиля (3:1−15)

1. Исторические предпосылки и изречение пророчества (3:1−8)
2. Господь призывает в свидетели язычников (3:9−10)
3. Суд оглашен (3:11−15)

Б. Суд над народом Израиля (4:1−13)

1. Господь обвиняет в совершении грехов (4:1−5)
2. Напоминание о прошлых предостережениях (4:6−11)
3. Отождествление Господа со Судьею (4:13)

В. Плач Амоса о доме Израилевом (5:1−17)

1. Введение (5:1−2)
2. Предостережения и обвинения (5:3−17)

Г. Пророчество о скорбях и несчастьях, ожидающих Израиль за поклонение разным богам (5:18−27)
Д. Пророчество о скорбях и несчастьях, ожидающих Израиль из-за его беспечности (6:1−7)

Е. Приговор против высокомерия и неправедности (6:8−14)

IV. Видения кар Божиих (7:1 — 9:10)

А. Господь отводит суд (7:1−6)

1. Видение саранчи (7:1−3)
2. Видение огня (7:4−6)

Б. Суд свершится (7:7 — 8:14)

1. Видение свинцового отвеса (7:7−9)
2. Автобиографический эпизод (7:10−17)
3. Видение корзины со спелыми плодами (8:1−14)

В. Видение Господа, стоящего над жертвенником (9:1−10)

1. Собственно видение (9:1−4)
2. Отождествление Господа со Судьею (9:5−6)
3. Суд свершится (9:7−10)

V. Восстановление и благословение Израиля (9:11−15)

А. Восстановление династии Давида (9:11−12)
Б. Господь благословляет изобилие и богатство (9:13−15)

комментарии Женевской Библии на книгу пророка Амоса, введение

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.