4:1 — 5:13 Словами «если какая душа согрешит» (4:2) начинаются предписания для мирян о жертве за грех. Искупление — основной смысл этой жертвы. Грехопадение человека не позволяло ему пребывать с Богом, оскверняя святилище, делая невозможным обитание Бога в этом месте. Жертва за грех предназначалась для очищения и грешника, и святилища. Отличительная черта этого жертвоприношения — использование крови жертвы. Если в иных случаях кровь выливалась у жертвенника, то в случае жертвы за грех кровью требовалось помазать роги жертвенника всесожжении или окропить ею жертвенник для курений, или место около завесы внутри скинии и даже внутри Святого Святых. Благодаря этим действиям очищалось и священное убранство скинии, и израильтяне.
4:2−35 Грехи по неведению. Незнание уменьшает провинность, но не уничтожает ее. Совершенный грех требует признания и покаяния. Жертва за грех определялась благосостоянием провинившегося.
4:3−12 Грех священника.
4:3 священник помазанный. Т.е. первосвященник. Грех первосвященника «сделает виновным народ», и поэтому в данном случае требуется самый дорогой выкуп — телец.
пусть представит. Жертва за грех и жертва повинности должны были приноситься за определенные грехи. Другие жертвы можно было приносить произвольно, когда человек чувствовал в этом потребность.
4:6 Необходимость очистить «завесу святилища» (Исх 26:31−35), т.е. Святого Святых, показывает, насколько серьезными были последствия греха первосвященника.
4:7 жертвенника благовонных курений. Этот жертвенник, представляющий собой часть священного убранства скинии, стоял перед завесой, закрывающей вход в Святое Святых. Жертвенник очищался кроплением кровью — именно кровь делала его чистым, — после этого Бог опять мог обитать в скинии. Одновременно очищался и первосвященник, олицетворявший весь народ.
4:12 вне стана. В Евр 13:11−13 смерть Иисуса «вне врат» сравнивается с принесением жертвы за грех.
на чистое место. Многие места вне стана были нечисты, это могло осквернить священника и сделать невозможным совершение им служения. Он должен был избегать таких мест и высыпать пепел от жертвы всесожжения в предназначенном для этой цели чистом месте.
4:13−21 Грех всего общества Израилева.
4:22−26 Грех главы колена или рода.
4:27−35 Грех отдельного члена общества Израилева.
комментарии Женевской Библии на Левит, 4 глава