25:1−55 Господь дает израильтянам указания относительно владения обетованной землей, излагая законы, препятствующие варварскому обращению с землей и ее обитателями.
25:1−7 Как человеку необходим день отдыха, так и земле нужно некоторое время оставаться под паром. Подобные предписания см. в Исх 23:10−11.
Другие священные дни Израиля.
25:10 юбилей. Это был не просто год покоя для земли. В такой год всем обедневшим израильтянам, оказавшимся в должниках у кого-либо, прощались все займы. Земля, которая была продана, возвращалась своему первоначальному владельцу, а рабы получали свободу (23:10,40).
25:13 возвратитесь... во владение свое. Бог защищает владение каждой семьи. Таким образом, Он оберегает семейный уклад и препятствует использованию дарованного Им владения в целях наживы.
25:23 Моя земля. Бог дал Израилю землю (Втор 6:10−22; Втор 8:10−13), но оставил за Собой окончательное право владения ею. Он мог прервать «арендный договор», заключенный с неугодными Ему людьми. Израильтяне не имели неотъемлемого права на владение землей и обладали ею только в пределах, определенных заветом с Богом. Земля не была такой собственностью, которую можно было бы покупать или продавать: она символизировала жизнь с Богом.
25:25 Все случаи продажи, описанные здесь, были вызваны нищетой. Семья не могла продавать землю другой семье.
25:26 В юбилейный год земля должна возвратиться к своему первоначальному владельцу.
25:29 Жилые дома в городе следовало выкупить в течение года, в противном случае они считались проданными навсегда.
25:36 Запрещалось брать проценты с денег, данных взаймы обедневшим израильтянам (Пс 14:5).
25:39−41 Если кто-то, оказавшись в долгу, продавал в рабство сына или дочь, то они освобождались через семь лет (Исх 21:2−11; Втор 15:12−18). В ст. 41 речь идет о задолжавшем человеке, который, продав свою землю, тем не менее, вынужден был продаться в рабство вместе со всей семьей (25:41). Все они освобождались в юбилейный год.
комментарии Женевской Библии на Левит, 25 глава