2:1−22 В начале второго плача по разрушенному Сиону пророк говорит о гневе Господнем.
2:1 Как помрачил. Ср. 1:1 и ком.
с небес поверг на землю красу Израиля. Крушение ассоциируется с падением звезды (ср. Ис 14:12).
не вспомнил. Ср. Пс 88, особенно ст. 38−51. Пророк Исаия уверял, что Бог будет оберегать Сион (см., напр., Ис 37:32). Иудея же запомнила только эти обещания, забыв о своем долге соблюдать завет с Богом.
подножии ног Своих. Выражение, под которым обычно подразумевается ковчег завета (1Пар 28:2; Пс 131:7) или земля (Ис 66:1), а в данном случае — Сион (ср. Пс 98:5).
2:2 укрепления. Городские укрепления Иудеи символизировали Божие покровительство в ответ на соблюдение верности завету (ср. 2Пар 10:4−12).
2:3 роги Израилевы. Рог служит метафорой силы и благоденствия.
2:4 как неприятель. Бог сначала помогает врагу, затем Сам опускает карающую десницу (см. 1:15 и ком.).
излил ярость Свою. Образ священной войны, как правило, применяется к Божиему суду над народами (Пс 68:25).
натянул лук Свой. Ср. Втор 32:42. У пророков объектом гнева становятся Иудея Израиль (ср. Иер 6:11; Иер 7:20; Ос 5:10).
дщери Сиона. См. ком. к 1:6.
2:6 отнял ограду... Свое место собраний. Речь идет о храме.
2:7 жертвенник... от святилища Своего. Гнев Божий уничтожает не только место Его пребывания, но и место, где Израиль может воздавать Ему поклонение.
2:8 протянул вервь. Подобно землемеру, обмерил город, чтобы потом разрушить его (ср. Ис 34:11; Ам 7:7−8).
2:9 не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений. Пророческие видения, которыми сопровождалось проповедание закона, прекратились (ср. 1Цар 3:1; Иер 8:8−10; 18:18).
2:10 старцы ... посыпали пеплом ... препоясались вретищем; опустили к земле головы. Траур опустился на Иерусалим (ср. Иов 2:12−13; Плач 1:4).
2:11 Истощились от слез глаза мои. Страдания поэта при виде бедствий своего народа. Ср. Иер 4:19.
2:11−12 дети и грудные младенцы... матерей своих. Опустошение и разорение с особой силой сфокусированы в страданиях детей (ср. ст. 20).
2:13 утешить. См. ком. к 1:2.
2:14 Пророки твои... ложное. Утверждая, что они говорят от имени Бога, пророки, тем не менее, давали ложные предсказания. Библейские прорицатели освещал проблему ложного пророчества (Иер 5:12,13; Иер 23:9−40; гл. 28). Один из критериев, по которому можно отличить истинного пророка от ложного, содержится во Втор 18:21−22.
2:15 совершенством красоты, радостью всей земли. Враги глумятся над поверженным Иерусалимом (ср. Пс 47:3; Пс 49:2).
2:16 поглотили мы его. Ср. 2:5. Враждебные народы самонадеянно приписывают свою победу над Иудеей собственной силе.
2:17 рог. См. ком. к ст. 3.
2:18 день и ночь. Ср. Втор 28:67.
2:19 детей твоих. См. ком. к ст. 12.
2:20 чтобы женщины ели плод свой. Тема страданий невинных детей достигает здесь своего апогея (ср. Иер 19:9). Сила воззвания к Господу усугубляется метафорой материнской любви, которую Он сам испытывает (Ис 66:13). С личным переживанием переплетается священный ужас при виде святотатства, когда помазанник Божий истребляются в Его святилище.
священник и пророк. О грехах священников и пророков см. 4:13.
2:22 созвал... как на праздник, ужасы мои. Настойчивые призывы к покаянию не были услышаны, вследствие чего наступило неотвратимое. См. Иер 6:25; Иер 20:10.
день гнева Господня. Иеремия не обвиняет Бога, что Он поразил Израиль в слепом гневе, напротив, он признает справедливость Божиего суда.
комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии, 2 глава