44:1−5 Господь возвещает через Исаию обетования нового века.
44:1 А ныне. См. ком. к 42:14.
Иаков... Израиль. См. ком. к 41:8.
раб. Точнее: «слуга» (см. ком. к 20:3).
44:3 воды на жаждущее... потоки на иссохшее. Эти метафоры изображают чудесное обновление Израиля (43:19−21).
излию дух... на потомков. Данные слова продолжают тему обетовании 28:6; 29:23; 32:15 (см. ком. к 29:23; ср. Иоиль 2:28; Мк 1:8−10; Деян 2:38−39).
44:5 Один... иной. С наступлением нового века иудеи и язычники будут вместе исповедовать имя Господне (ср. Пс 86:6).
Иакова... Израиля. См. ком. к 41:8.
прозовется именем Израиля. Т.е. все будут народом Божиим.
44:6−20 Господь противополагает Себя языческим идолам.
44:6 Царь. См. ком. к 43:15.
Искупитель. См. ком. к 35:9; 41:14.
Господь Саваоф. См. ком. к 1:9.
первый... последний. См. ком. к 41:4.
нет Бога. См. ком. к 37:16.
44:10 Кто сделал бога..? Сам вопрос звучит парадоксально, поскольку Бога — Творца человека — никто «сделать» не может. Следовательно, то, что сделано человеком, не может быть «богом».
44:12 делает... трудится. Фигура идола может быть произведением искусства. Однако, будучи сделанной человеком, она несет неизгладимую печать своего земного происхождения («голоден... изнемогает») и лишена какой бы то ни было силы.
44:13 линию... образ человека. Как и кузнец (ст. 12), плотник не способен воссоздать образ Божий, лишь образ Его подобия — человека (ср. Втор 4:16; Рим 1:23).
44:15 топливом... делает бога. Разнообразные породы деревьев («кедры... ясень», ст. 14) служат человеку для разных целей. Ирония Исаии состоит в том, что в один ряд с будничными заботами («варит... греется», ст. 16−17) он помещает и поклонение деревянному идолу («ты бог мой», ст. 17).
44:19 Как и в ст. 9−18, пророк взывает к человеческому разуму, на наглядных примерах показывая абсурдность поклонения идолам, творцом которых являете сам человек. См. статью «Осознание человечеством своей вины перед Богом».
44:20 гоняется за пылью. Со временем идол рассыпается в прах, и вместе с ним гибнут все надежды человека.
обманутое сердце. Безрассудство и самообман приводят человека к гибели (Притч 7:22,23).
в заблуждение. Вера в силу идола есть ничто иное, как пагубная иллюзия.
44:22 как туман... облако. Грехи, подобно туману, обволакивают душу человека, но во власти Господа устранить эту преграду между Ним и людьми. См. ком. к 43:25.
обратись. Господь призывает Израиль к раскаянию (Иер 31:28).
искупил. Господь, в отличие от языческих богов, есть истинный Искупитель (см. ком. к 41:14).
44:23 Торжествуйте... Восклицайте. Этой величественной хвалой завершаете рассматриваемый раздел книги пророка Исаии.
небеса... деревья. Все мироздание.
искупил Господь Иакова. См. ком. к 43:3.
прославится в Израиле. Народы иудейский и израильский снова сольются в единый народ Божий, поклоняющийся Богу Израилеву (после возвращения из плена в Израиле уже не будет места идолопоклонству).
44:24 — 45:25 Господь совершает Свой спасительный промысел в земной истории.
44:24−28 В этих стихах пророк говорит о повелении Господа относительно восстановления Иерусалима.
44:24 Так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
Я Господь. Господь есть Бог Творец, Небесный Царь и Искупитель (см. ком. к 42:8).
небеса... землю. См. ком. к 42:5.
44:25 лжепророков. Букв.: «хвастунов» (Иер 50:36).
волшебников. Т.е. тех, кто занимался ворожбой и предсказаниями.
мудрецов. Речь идет о людях, которые являются мудрыми лишь в собственных глазах и которых Господь наказывает за самонадеянность (Притч 3:5).
прогоняет назад... глупостью. История знает множество примеров тому, как Господь ниспровергал земные знание и мудрость, в конечном счете оказывавшиеся предрассудками (ср. 17:1−14; 29:14; 47:10−15; 1Кор 1:20).
44:26 слово... изречение. Откровение промысла Божиего, данное людям через пророков.
раба. См. ком. к 20:3.
Иерусалиму... городам Иудиным. Эти слова относятся ко всем областям земли иудейской, опустошенной Вавилоном.
построены... восстановлю. Восстановление разоренного вавилонянами царства ознаменовало наступление нового века в истории спасения.
44:27 бездне... реки. О спасении Израиля рассказывается языком, весьма похожим на тот, каким описывается переход евреев через Чермное море (43:16,19). Исполнением данного пророчества можно считать день, когда Кир осушил Евфрат, воды которого наполняли рвы, опоясывавшие Вавилон (45:2).
44:28 о Кире. См. ком. к 41:2. Персидский царь, в 536 г. до Р.Х. позволивший евреям возвратиться в Палестину.
пастырь Мой. Именуя царя пастырем (2Цар 5:2; Иер 3:15; Мих 5:4; ср. Иер 27:6), Господь дает понять, что своим правлением Кир исполняет Его волю.
Иерусалиму... храму. Иерусалимский храм был восстановлен по повелению Кира (Езд 1:2−4; Езд 6:3−5).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 44 глава