Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 23 глава

Новой Женевской Библии


23:1−14 пророчество о разрушении Тира. Говоря о судьбе этого торгового города, пророк ясно дает понять, к каким последствиям приводит пренебрежение Божественной волей. Язык данного фрагмента отличается особой образностью и почти лишен исторических реалий.

23:1 Пророчество. В пророчестве говорится об осаде и взятии Тира ассирийским царем Саргоном (преемником Салманассара и отцом Сеннахирима). По ассирийской хронике он царствовал с 722 по 706 г. до Р.Х. При археологических раскопках в районе Ниневии найден глиняный цилиндр, с текстом об осаде Тира Салманассаром и Саргоном (в то время бывшим военачальником у Салманассара): «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами Эгейское море, переплыв его, подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир».

о Тире. Тир, крупнейший на Средиземном море финикийский порт, был издавна связан с Иудеей. Еще царь Соломон вел торговлю с правителем Тира Хирамом (3Цар 5:8−9), а многие финикийские мореплаватели находились на службе у царя Иудеи (3Цар 9:27).

корабли Фарсиса. Крупные торговые суда (3Цар 10:22; 3Цар 22:48; Пс 47:8; Ин 1:3), бороздившие Средиземное море, перевозя товар между многочисленными финикийскими колониями, и достигавшие Фарсиса — отдаленной колонии в Испании. См. ком. к ст. 6.

из земли Киттийской. Речь идет, в частности, о Кипре, где на пути из Фарсиса в Тир корабли делали остановку.

23:2 обитатели острова. Т.е. побережья.

купцы Сидонские. Сидон — город, расположенный на Средиземноморском побережье к северу от Тира; жители его в полной мере ощутили последствия постигшей Тир кары.

23:3 Сихора. Т.е. Египта (ср. 19:7).

торжищем народов. Египет был символом торговли и богатства.

23:4 говорит море. Море воспринималось финикийцами как мать, которая породила Финикию с ее морскими портами и гаванями.

крепость морская. Сила моря.

23:5 Египет воевал с Ассирией. Весть о падении Тира, естественно, заставила Египет содрогнуться, поскольку ничто не мешало царю Саргону двинуть все свои войска на Египет.

23:6 Фарсис. Сегодняшний Тарсис, расположенный в Испании. См. ком. к ст. 1.

23:7 Ноги его. Персонификация Тира и его средиземноморских колоний.

23:8 Кто определил..? Ответ на этот риторический вопрос Исаия дает в следующем стихе.

23:9−13 См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».

23:9 Господь Саваоф определил. В своем пророческом служении Исаия стремится открыть людям смысл Божественных определений.

23:10 дочь Фарсиса. Коренное население финикийских колоний. Падение Тира приносит освобождение народам колоний, т.к. «препона» (метрополия) пала.

23:11 простер руку Свою. Как и в 14:26−27, Господь приводит в исполнение Свой приговор.

о Ханаане. Пророк имеет в виду преимущественно низменную часть Ханаана, тянущуюся вдоль побережья Средиземного моря, где расположены Тир и Сидон, т.е. Финикию.

23:12 посрамленная девица, дочь Сидона. Финикия была «чистой девицей», поскольку не знала над собой ничьей власти, никем никогда не была завоевана. Ассирийцы, завоевав Тир, лишали Финикию — «дочь Сидона» — ее девственной чистоты.

не будет тебе покоя. И на островах Средиземного моря финикийцы не смогут найти укрытие от врагов.

23:13 земля Халдеев. Этого народа прежде не было. По-видимому, речь идет о народах, вошедших в состав Ассирии в результате военной экспансии.

23:15−18 В этих стихах Исаия говорит о надежде на спасение.

23:15 на семьдесят лет. Этот срок определен Богом. Число семьдесят обозначает полноту времен и завершенность событий.

в мере дней одного царя. В период господства одного царя, которым являлся ассирийский правитель Саргон. См. ком. к ст. 1.

23:17 по истечении семидесяти лет. См. ком. к 23:15. По окончании времени, назначенного Богом для наказания.

Господь посетит. Господь снова будет милостив к Тиру.

блудодействовать. Тир возвратится к прежнему образу жизни и не узнает Господа в день посещения своего, не извлечет никаких уроков (за что и поплатится позднее, когда окончательно утратит независимость в 322 г. до Р.Х., будучи завоеванным Александром Македонским).

23:18 будут посвящаемы Господу. Как и все города земли, Тир в конечном счете признает верховную власть Божию и придет поклониться Ему (Втор 2:34; Нав 6:17,19), однако случится это, по всей видимости, уже после прихода в «его пределы» Господа Иисуса Христа (Мф 15:21). В первые годы христианской эры там возникла община, которую посетил ап. Павел (Деян 21:3). См. слова Христа о Тире и Сидоне (Мф 11:21 и далее).

комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 23 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.