42:1−13 Рассматриваемые стихи представляют собой первую из четырех представленных в 40:1 — 55:13 торжественных песен во славу совершенного Слуги Господа (в Синодальном переводе назван «Отроком»; 49:1−9; 50:4−11; 52:13 — 53:12; ср. 61:1−11).
42:1−4 Отрок. Точнее: «Слуга» (см. ком. к 20:3). Слугой Исаия называет Христа, однако в известном смысле это слово применимо и к верным сынам Израиля до Его пришествия (41:8 и ком.), к апостолам (Деян 26:23) и к Его Церкви (1Пет 2:21−22).
42:1 Я держу. См. ком. к 41:10.
избранный. См. ком. к 14:1−2.
благоволит. Божественный Слуга источает благодать, ибо Он есть Возлюбленный Сын Божий (56:7; 58:5; 60:10; 61:2; 62:4; Мф 3:17; Мк1:11; Лк 9:35).
дух Мой. Дух Божий сообщает чудесному Слуге мудрость и могущество.
возвестит народам суд. Господь утвердит на земле Свое царство правды (см. ком. к 1:21). В первых четырех стихах рассматриваемой главы слово «суд» повторяете трижды, что свидетельствует об особой значимости этого понятия.
42:3 не переломит. Будет сострадателен и заботлив к людям слабым, надломленным.
льна курящегося. Речь идет о людях, почти утративших веру и надежду.
суд по истине. См. ком. к 1:21; ср. 2:2−4. Слуге суждено исполнить Божественную волю и, превзойдя Моисея (Втор 18:15−18; Деян 3:21−36), утвердить на земле новый завет, знаменующий окончательное исполнение закона (ст. 6; 2Кор 3:3; Евр 8:7−13).
42:4 будут уповать острова. Не только народ израильский, но все народы.
42:5−9 Служение Слуги несет свет Божественной истины и евреям, и язычникам.
42:5 Господь Бог. Господь есть Бог всякой твари, Которому подвластны все народы.
сотворивший небеса... землю. См. ком. к 4:5.
дыхание... дух. Творец всего сущего (Пс 103:30; Деян 17:24,25) посылает людям Своего Сына, дабы Он возродил их для новой жизни.
42:6 в завет для народа. Иисус Христос скрепит узы нового завета Своими страданиями и крестной смертью за грехи всего мира (53:4−6; Иер 31:34; Евр 8:6−13; Евр 9:15) и Своею Кровью очистит людские души, даруя им знание о Боге — закон, который отныне будет начертан Духом Божиим в их сердцах (Иер 31:33; 2Кор 3:3). Таинственные узы завета, который свяжет Израиль с Богом (49:6−8), пророки именуют «новым заветом» (Иер 31:31), «заветом мира» (54:10), «вечным заветом» (55:3) или просто «заветом», как в данном стихе.
свет для язычников. Мессия принесет свет божественной истины язычникам.
42:7 Поэтические образы и символы стиха характеризуют смысл и содержание земного служения Мессии — вывести народы из тьмы и темницы греха к свету примирения с Богом.
42:8 См. статью «Божия слава».
Я Господь. Иегова — Единый Вечный.
не дам славы Моей никому. Никто и ничто, кроме Единого Господа, Творца неба и земли, не может именоваться Богом, и ни к кому более не должно быть обращено поклонение людей.
42:9 прежде сбылось. Эти слова относятся к каре, постигшей Дамаск, Самарию, Ниневию и Иудею (см. ком. к 41:22), и служат утверждением, что и предсказанный приход Мессии также сбудется.
42:10 новую песнь. Спасенные воспоют новую песнь подобно тому, как пели Моисей и Мариам, став свидетелями спасительных деяний Божиих (Исх 15:1,21; ср. Пс 148:1; Откр 5:9; Откр 14:3).
от концов земли. Т.е. повсюду, по всей земле.
42:11 Кидар. См. ком. к 21:16; Пс 119:5; Иер 2:10; Иер 49:28−29.
42:13 исполин... муж браней. См. Исх 15:3. В этих словах Господь вновь предстает Божественным Воителем, к Которому обращены упования всех живущих (см. ком. к 1:9).
ревность. Рвение, стремление, желание.
42:14−43:13 Исаия обращается к пленникам с проповедью веры в новые деяния Божий.
42:14−17 В этих стихах Исаия говорит о приближении дня избавления.
42:14 молчал... удерживался. Царство Божие утвердится не вдруг, однако рано или поздно Господь создаст его во всей полноте (ср. 63:15; 64:12).
теперь. Это слово указывает на начало новых спасительных деяний Божиих (43:1,19; 44:1; 48:6−7,16; 49:5,19).
42:16 поведу... не оставлю. Эти слова Господа Бога совпадают с тем, что сказано о служении Мессии (ст. 6:7), таким образом, Мессия явится исполнителем воли Бога.
42:18 глухие. См. ком. к 29:18.
слепые. См. ком. к 29:18.
42:21 возвеличить и прославить закон. Величие Божественного закона в конечном счете выразится в установлении Его Царства на земле. См. Мф 5:17−18.
42:22 разоренный и разграбленный... в подземельях. Этот стих описывает положение народа израильского, томившегося в ассирийском плену; однако он может пониматься шире — все человечество пребывает в плену у греха.
42:24 Иакова на разорение и Израиля. Намек на уже состоявшийся разгром ассирийцами Израильского царства (в 722 г. до Р.Х.) и предстоящее падение царства Иудейского от вавилонского нашествия в 586 г. до Р.Х.
42:25 ярость гнева. См. ком. к 10:5.
войны. Господь Воинств является Своему народу, обрекая Самарию и Иудею на опустошительное нашествие ассирийцев и вавилонян.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 42 глава