Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 41 глава

Новой Женевской Библии


41:1 Умолкните... приблизятся. Все народы соберутся для того, чтобы познать могущество Божие и воочию увидеть содеянное Его рукой.

острова... народы. Вся земля, все народы.

свои силы. Человеческие силы, доселе не имевшие опоры, обновятся силой веры (40:31).

41:2 от востока мужа. Т.е. Кира — царя Персии (550−530 гг. до Р.Х.).

правды. Кир придерживался справедливого образа правления (44:24 — 45:5,13; 46:11).

предал... покорил. Победы Кира были дарованы ему Богом, ибо в конечном счете они вели ко благу Израиля (43:3).

народы... царей. Божественная власть распространяется на все народы: они должны познать Бога, чтобы участвовать в совершении Его спасительного промысла (45:1; 49:22−23; 60:3,16).

мечом... луком. Т.е. силой оружия.

41:3 гонит... идет. Завоевания Кира отличались стремительностью (ср. 46:11).

41:4 от начала. Господь создал человека и этим начал его историю.

Я — Господь... Я тот же. В этих словах заключается одно из самых важных самоопределений Божиих (43:10,13; 46:4). В древнееврейском тексте слова «Я тот же» представляют собой сокращенную форму от «Я — Господь» (41:13; 42:8; 43:3,15; 44:24; 45:3,5,6; 48:17; 49:23; 51:15; 60:22; ср. употребление местоимения «я» в Ин 6:35; 8:12,58; 9:5; 10:7,9,11,14; 11:25; 14:6; 15:1,5). Господь есть Бог патриархов, заключивший завет со Своим народом, и Он же есть Бог прошлого, настоящего и грядущего, свободный в том, как и когда Он исполнит данные людям обетования (ср. Исх 3:14−15; 6:6−8; Иез 20:5,7; Откр 4:8).

первый... в последних. Эти слова являются твердым свидетельством того, что все сущее неизменно пребывает под властью Божией (ст. 27; 44:6; 48:12; ср. Евр 13:8; Откр 1:8,17; Откр 2:8; Откр 21:6; Откр 22:13).

41:5 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать.

41:8−16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги.

41:8 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45:1−4), пророкам Божиим (44:26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42:1−4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49:3,6).

Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40:27; 42:24; 43:1,22,28; 44:1,5,21,23; 45:4; 46:3; 48:1,12; ср. Лк 1:54).

которого Я избрал. См. ком. к 14:1−2.

Авраама. См. 51:2; 63:16; Евр 2:16; Иак 2:23.

41:9 которого Я взял. См. ком. к 14:1,2.

41:10 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8:8,10; 43:2,5; 45:14; Деян 18:9−10).

Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41:13−14; 43:1,5; 44:2,8; 51:12; Быт 17:7; Быт 21:17; Быт 26:24; Втор 20:1; Втор 31:6,8; Лев 26:12; Иер 32:38; Иез 37:27; 2Кор 6:16).

укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42:1; 44:2; 48:13; 49:8; 50:7; 63:12; см. ком. к 40:31).

десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63:12; Исх 15:6).

41:13 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40:10.

41:14 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения.

Искупитель. См. ком. к 35:9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство (Чис 35:19) и выкуп из рабства (Лев 25:17−49).

Святый Израилев. См. ком. к 1:4.

41:15 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28:27; Ам 1:3; Мих 4:13; Евр 3:12). Метафорический смысл данного стиха в том, что слабый (ст. 14) приобретет силу.

горы, и холмы. Символы многочисленных врагов Израиля (ст. 11:12; ср. 42:15).

41:17 Бедные и нищие. Иудеи, возвращающиеся из плена, и все те, кто ищет милости Божией.

воды. Божественное спасение подобно влаге, утоляющей жажду и дарующей надежду (см. ком. к 1:30).

Бог Израилев. См. ком. к 37:16.

41:18−19 Образы влаги («реки... источники») и растительного изобилия («кедр... бук») служат Исаии символами преображения всего сотворенного и, соответственно, обновления Божественного завета (12:3; 35:1 и ком.; ср. 43:18−20; 49:9−11; 55:13).

41:18 воды. См. ком. к 1:30.

41:19 в пустыне. См. ком. к 40:3.

41:22 что произойдет... как оно кончилось. Господь один является автором планов, их провозвестником и исполнителем.

прежде. Имеются в виду события минувшего времени и особенно описанные Исаией в гл. 1−35.

о будущем. Речь идет о предсказаниях будущего века (ст. 23): Божественной милости и окончательном торжестве Его Царства, изложенных в гл. 40−66 (42:32; 44:7; 45:11; 46:10). Освобождение Израиля из плена знаменует начало этого века и приближает торжество Царства Славы Божией на земле.

41:23 доброе ли, худое ли. Исаия осмеивает бессилие ложных богов.

41:25 Я воздвиг... он придет. Господь провозглашает Свою власть над народами.

его. Т.е. Кира (ср. ст. 2).

от севера... от восхода. Исполняя волю Божию (45:4−5; 2Пар 36:23; Езд 1:1−4), Кир шел к Вавилону из Персии, находившейся на востоке, а после того как в 549 г. до Р.Х. была завоевана Мидия, под его властью оказались и земли, находившиеся на севере Вавилона.

41:27 первый. См. ком. к ст. 4.

Сиону. См. ком. к 1:8.

благовестника. См. ком. к 40:9. Возможно, речь идет о самом Исаии (40:1 и ком.).

41:28 не было... не нашлось. Язычники и их божества оказались бессильны.

советника. См. ком. к 11:2.

41:29 ничтожны... ветер и пустота. Господь подтверждает никчемность языческих идолов (см. 40:18−20; 41:7,21−24; 44:9).

комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 41 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.