40:1 — 55:13 Пророчества, составляющие эту часть книги Исаии, обращены непосредственно к иудеям, томящимся в вавилонском плену, дабы укрепить силы пленников, жаждущих избавления, и упрочить их упования на возвращение в землю обетованную (см., напр., 48:20,21). Пророчества произнесены за полтора столетия до того, как начали совершаться указанные в них события (см. Введение: Трудности истолкования). Исаия предсказывает освобождение евреев из вавилонского плена по воле царя Кира (44:24 — 45:13) и пришествие Христа после возвращения в землю обетованную, Который крестными муками искупит грехи мира (42:1−7; 49:1−13; 50:4−11; 52:13 — 53:12); окончательное спасение Израиля в последние времена (51:6). Все пророчества Исаии сплетаются воедино, образуя плотную ткань повествования. По мысли Исаии, восстановление Израильского царства после пленения знаменует начало нового века, а первый опыт спасения через посредничество Божиего слуги, Кира, соединяется для пророка с окончательным спасением, которое дарует людям Сын Божий — Христос. Незыблемость пророчеств Исаии с особой полнотой открывается избранным в наше время, после того, как эти и многие другие пророчества исполнились в Иисусе Христе и продолжают исполняться в Его Церкви (2Пет 1:19).
40:1 — 48:22 Пророчества о грядущем царстве славы Божией.
40:1−31 В этих стихах Исаия благовествует о милости Божией и Его спасительном могуществе, осознание которых заставит Его народ довериться своему великому Царю и навсегда проститься со страхом перед другими народами и их ложными богами.
40:1 Утешайте, утешайте. С этими словами Господь обращается ко всему сонму ангелов и вместе с ними — к пророкам (ст. 6; 44:26); другим глашатаям Своей воли Господь повелевает не утешать народ, а благовествовать ему (ст. 9−11; 52:7). Повторение этих слов в дальнейшем (51:9,17; 52:1,11; 57:14; 62:10; 65:1) придает им еще большую силу и значение.
народ Мой. Несмотря на то что народ Израиля восставал против Бога, он остается Его народом. Эти слова, запечатлевшие неизменную Божию любовь к Израилю, много раз встречаются у Исаии (1:3; 3:12,15; 43:20; 51:4,16; 53:8; 58:1; 61:7; 65:10,22).
40:2 говорите... возвещайте. Слова, обращенные к провозвестникам Божественного спасения, стоят, как и в предыдущем стихе, во множественном числе (ст. 1 и ком.).
к сердцу Иерусалима. Т.е. к тем, кто находится в вавилонском плену.
борьбы... неправды. Исаия имеет в виду вавилонское пленение, которое было для народа Иудеи расплатой за содеянный грех.
от руки Господней. См. ком. к 27:9; ср. 51:17.
принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51:19), и Господь готов простить Свой народ (43:24; 44:22; 48:9; Откр 1:5).
40:3 Глас вопиющего. Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя (Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 1:76; Лк 3:4−5; Ин 1:23), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исаия.
в пустыне... в степи. Образ пустыни является синонимом одиночества и скорби (14:17; 25:5; 27:10; 35:1; 64:10). Во власти Божией превратить пески в цветущий и изобильный оазис, знаменующий полноту и радость Его спасения (32:15−16; 35:1,6; 41:18−19; 43:19−20; 48:21).
приготовьте... прямыми сделайте. Господь Сам устранит все преграды на Своем пути (ср. 57:14), но в то же время Он хочет, чтобы люди были готовы войти в Его царство (62:10).
путь... стези. Путь Спасителя к людям проходит через их сердца, которые очистятся покаянием.
40:4 неровные пути. Препятствия и сопротивления, чинимые силами зла.
40:5 явится. Царство Божие явится людям в величии Его милости и суда, и прежде всего в пришествии Его Сына Иисуса Христа (Лк 2:30−31; Ин 1:14). Освобождение из плена — явление Божией славы, как это было во время Первого пришествия Христа (Ин 1:14) и как будет в час Его Второго пришествия.
всякая плоть. Явление Царства Божиего зримо пребывает в акте творения, земной жизни Христа, торжестве Его Церкви и обетованном обновлении всей земли (Быт 9:17; Мф 2:1−11; Мф 16:27; Мф 24:30; Деян 28:28; 2Кор 3:18).
40:6 Голос. В данном случае ангельский голос обращен к самому Исаии.
трава... цвет полевой. Слова, символизирующие краткость и уязвимость человеческой жизни.
40:7 дуновение. Гнев Божий подобен иссушающему восточному ветру (Пс 102:16; Иер 4:11; Иез 17:10).
40:8 слово. Слово Божие соединяет в себе обетование и суд (55:8−11).
40:9 благовествующий. Т.е. несущий благую весть о спасении.
вот Бог ваш! Эти слова, составляющие суть Благой Вести, получают дальнейшее развитие в ст. 10:11.
40:10 с силою... со властью. Бог утверждает Свою власть над всем творением и печется о Своем народе, повергая в прах его врагов, как истинный Бог Воинств (см. ком. к 13:4).
мышца. Сила Божия.
награда. Наградой в рассматриваемом стихе предстает сам спасенный народ, который, освободившись из плена, вступает в Царство Мессии.
40:11 пасти... водить. Метафора нежной, пастырской заботы Божественного Царя о Своем народе (Пс 22:1−4; Пс 77:52; Пс 79:1; Иер 31:10; Иез 34:11−16; Мих 2:12; Ин 10:11).
40:12−26 См. статью «Духовная природа Божества».
40:17 ничто... ничтожества. Мятежная и непостоянная природа человека не может препятствовать воле Божией.
40:18 уподобите. Таинственная природа Божия ни с чем не сравнима (ср. ст. 25; 46:5). См. статью «Духовная природа Божества».
40:19 серебряные цепочки. Эти цепочки поддерживали идола, не давая ему опрокинуться.
40:21 не знаете... не уразумели..? Это обвинение обращено к тем, кто не уверовал в откровение Божие.
от начала... из оснований..? Слава и величие Божий открываются в явлениях природы (Рим 1:20).
40:22 восседает... раскинул. Господь царит над всем мирозданием (66:1).
над кругом. Это слово означает здесь либо линию горизонта, либо небосвод.
шатер. Творение Божие предстает здесь, как и повсюду в книге Исаии, как огромный, раскинутый Самим Богом шатер (42:5; 44:24; 51:13; Пс 17:11; Пс 18:4).
40:23 князей... судей. Эти слова относятся к земным правителям и к их подданным, ибо Господь воздает и тем, и другим одинаковой мерой (ст. 17; 2:22).
40:24 посажены... вихрь. Данный стих продолжает тему ст. 6:7.
40:25 Святый. См. ком. к 1:4.
40:26 Поднимите... посмотрите. Люди способны увидеть и воспринять откровение Бога в Его творении (Рим 1:18−32).
воинство их. Звезды.
40:27 Иаков... Израиль. Здесь Исаия имеет в виду остаток народа Божия, пребывавший в плену.
сокрыт... забыто. Во гневе Господь сокрыл от людей Свое лицо (49:14; 54:8), однако, будучи милостив, употребит Свое могущество для их спасения.
40:28−31 См. статью «Самобытие Бога».
40:28 не утомляется и не изнемогает... неисследим. Господь являет Собой полную противоположность тем, над кем Он простирает Свою власть (44:11−18). См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога».
40:31 обновятся в силе. Господь придаст силы.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 40 глава